Как организовать налоговый учет по налогу на прибыль

Налог на прибыль для обособленных подразделений в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, расчет и уплата налога на прибыль, а также порядок представления отчетности имеет свои особенности. О том, как организовать налоговый учет и заполнить декларации по налогу на прибыль по головному и обособленным подразделениям в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 с учетом новых возможностей программы, БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Понятие обособленного подразделения

Согласно статье 11 НК РФ подразделение признается обособленным, если удовлетворяет двум условиям:

  • территориально обособлено от организации;
  • имеет стационарные рабочие места, созданные на срок более месяца.

В письме от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702 Минфин России разъяснил, что территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации.

Понятие рабочего места определено статьей 209 ТК РФ как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (письмо Минфина России от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53392).

Если обособленное подразделение, через которое осуществляется предпринимательская деятельность, не было поставлено на налоговый учет, то организация может быть привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.

2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014). Согласно указанной статье ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс.

руб.

Исчисление, уплата иотчетность по налогу пообособленным подразделениям

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены в статье 288 НК РФ.

Исчисление и уплата авансовых платежей (налога) в федеральный бюджет осуществляется налогоплательщиком по месту регистрации в общем порядке, то есть без распределения этих сумм по обособленным подразделениям.

В бюджет субъектов РФ авансовые платежи (налог) нужно исчислять и уплачивать как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Суммы налога определяются исходя из налоговой базы (доли прибыли) обособленного подразделения и ставки налога, установленной на территории каждого субъекта РФ.

Перечислять авансовые платежи (налог) в бюджет субъектов РФ может как сама организация (далее – головное подразделение), так и ее обособленное подразделение, если оно имеет расчетный счет.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то он может выбрать ответственное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога. О таком решении организация должна сообщить в налоговые органы по месту нахождения этих подразделений до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Если налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, изменил порядок уплаты налога на прибыль, а также если изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ, или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога, то в налоговый орган должны быть представлены соответствующие уведомления.

Рекомендуемые типовые формы таких уведомлений, а также схема направления уведомлений при изменении порядка уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ ФНС России привела в письме от 30.12.2008 № ШС-6-3/986.

Определение доли прибыли

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения соответственно по отношению к аналогичным показателям по налогоплательщику в целом (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) называют трудовым показателем, а удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества – имущественным.

Фрагмент видеокурса «Налоговый учет и расчет налога на прибыль 2019″»

Правила определения средней численности работников изложены в приказе Росстата от 26.10.2015 № 498. Минфин России указал, что определять среднесписочную численность работников обособленного подразделения нужно исходя из фактического места осуществления трудовой деятельности сотрудников (письмо от 27.12.2011 № 03-03-06/2/201).

Сумма расходов на оплату труда определяется согласно статье 255 НК РФ.

Налогоплательщик должен зафиксировать выбор между тем или иным вариантом определения трудового показателя в приказе по учетной политике организации. Следует учитывать, что не разрешается в течение налогового периода менять установленный в учетной политике вариант определения этого показателя.

Для расчета имущественного показателя учитывается остаточная стоимость основных средств (ОС), определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, то есть по данным налогового учета. Организация вправе использовать данные бухгалтерского учета, если амортизацию в налоговом учете она начисляет нелинейным методом.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется по методике, изложенной в пункте 4 статьи 376 НК РФ (письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-03-06/1/11824).

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества:

  • учитывается амортизируемое имущество того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается (письмо ФНС России от 14.04.2010 № 3-2-10/11).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/57381/

Как организовать налоговый учет по налогу на прибыль

Для организации налогового учета по налогу на прибыль вам нужно определить методы учета, разработать систему налоговых регистров, определить перечень принимаемых к учету первичных документов.

Эту систему вы закрепляете в учетной политике для целей налогообложения.  Продуманная система налогового учета позволяет вам правильно формировать налоговую базу, избежать необоснованных переплат налога.

Что такое налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации, которая позволяет налогоплательщику на основе данных первичных учетных документов сформировать налоговую базу за отчетный (налоговый) период (ст. 313 НК РФ).

Систему налогового учета вы разрабатываете самостоятельно, в том числе определяете:

  • методы учета;
  • перечень и формы налоговых регистров;
  • формы первичных учетных документов.

Аналитический учет организуется так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы (ст. 314 НК РФ). Систему учета вы закрепляете в учетной политике для целей налогообложения (ст. ст. 313, 314 НК РФ).

Важно! Принятая налогоплательщиком система учета должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Изменения и дополнения в порядок учета допускается вносить только при соблюдении определенных условий (ст. 313 НК РФ).

См. также: Как исправить ошибки в налоговом учете по налогу на прибыль

Как сблизить бухгалтерский и налоговый учет по налогу на прибыль

Есть немало способов, которые позволят сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Например, вы можете:

  • выбирать одинаковые методы оценки сырья и материалов при их списании (п. 8 ст. 254 НК РФ, п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»);
  • использовать для целей налогового учета данные регистров бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ).

Но зачастую сближение налогового и бухгалтерского учета может привести к увеличению налоговой нагрузки.

Приведем пример. В налоговом учете применение амортизационной премии позволяет вам единовременно списать в расходы от 10 до 30% стоимости основного средства, уменьшив тем самым налоговую базу и налог на прибыль (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Применение амортизационной премии в бухгалтерском учете не предусмотрено правилами ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В этом случае сближение налогового и бухгалтерского учета возможно за счет отказа от амортизационной премии, но это не выгодно для налогоплательщиков.

Занятие № 10. Налог на прибыль»

Таким образом, при выборе того или иного метода налогового учета рекомендуем прежде всего оценить его влияние на налоговую нагрузку и лишь затем решать вопрос о возможности сближения с бухгалтерским учетом. Это позволит не только упростить учет, но и не переплачивать налог.

Учетная политика для целей налогообложения по налогу на прибыль

Вопросы налогового учета по налогу на прибыль включаются в учетную политику для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

Учетную политику организация разрабатывает самостоятельно. Ее необходимо оформить отдельным документом и утвердить приказом руководителя организации.

Учетная политика применяется последовательно из года в год, но при определенных условиях в нее можно вносить изменения и дополнения.

Какие вопросы отражаются в учетной политике для налогового учета по налогу прибыль

Для целей налогообложения прибыли в учетной политике следует определить:

  • систему налогового учета, включая формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных учета, данных первичных учетных документов (ст. ст. 313, 314 НК РФ);
  • применяемый метод признания доходов и расходов: метод начисления или кассовый метод (ст. ст. 271 — 273 НК РФ);
  • метод начисления амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ);
  • метод оценки сырья и материалов, применяемый при определении размера материальных расходов (п. 8 ст. 254 НК РФ);
  • перечень прямых расходов на производство и реализацию, а также порядок их распределения на незавершенное производство и готовую продукцию (п. 1 ст. 318, п. 1 ст. 319 НК РФ);
  • порядок формирования стоимости приобретения товаров, приобретенных для последующей реализации (пп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ);
  • перечень создаваемых резервов и порядок их формирования (п. 3 ст. 260, ст. ст. 266 — 4, п. 2 ст. 324, 324.1 НК РФ).

В зависимости от перечня и характера операций, которые присутствуют в деятельности вашей организации, в учетную политику вы можете включать и иные вопросы. Например: порядок учета расходов на НИОКР (п. 9 ст. 262 НК РФ), порядок учета убытка от уступки (переуступки) прав требования (п. 1 ст. 279 НК РФ).

Раздельный учет доходов и расходов по налогу на прибыль

В первую очередь, раздельно следует учитывать доходы и расходы, которые участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль, и доходы (расходы), которые не учитываются при налогообложении прибыли. В частности, не учитываются при налогообложении прибыли:

  • доходы и расходы, относящиеся к деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД либо налогом на игорный бизнес (п. п. 9, 10 ст. 274, п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • доходы и расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли согласно ст. ст. 251, 270 НК РФ.

Раздельно нужно учитывать доходы и расходы, относящиеся (п. 2 ст. 274 НК РФ):

  • к деятельности, облагаемой по разным налоговым ставкам;
  • к операциям, в которых предусмотрен отличный от общего порядок определения прибыли и убытка.

Также на практике к вопросам раздельного учета относят вопросы учета прямых и косвенных расходов, а также вопросы учета расходов для целей формирования себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, приобретенных покупных товаров (ст. ст. 318 — 320 НК РФ).

Конкретный перечень доходов и расходов, которые нужно учитывать раздельно, и порядок раздельного учета вы определяете в зависимости от специфики вашей деятельности и закрепляете в учетной политике (ст. 313 НК РФ).

Как оформить и утвердить учетную политику

Учетную политику вы оформляете в произвольной форме в виде отдельного документа, в котором отражаются методы и система учета по налогу на прибыль, а также иные вопросы налогообложения.

Утвержденной или рекомендованной формы учетной политики для целей налогообложения нет.

Но есть общее правило о том, что формы регистров налогового учета, порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике (ст. 314 НК РФ).

Учетную политику нужно утвердить приказом или распоряжением руководителя организации (ст. 313 НК РФ). Как правило, учетная политика оформляется приложением к такому приказу.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ [инфографика]»

Учетная политика принимается при создании организации и применяется последовательно из года в год. Переутверждать ее ежегодно не требуется. Но при необходимости вы можете вносить изменения и дополнения в учетную политику (с соблюдением условий ст. 313 НК РФ).

Нужно ли сдавать учетную политику в налоговый орган?

Представлять учетную политику вы обязаны только по требованию налогового органа, которое предъявлено в рамках налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Такое требование на практике может быть заявлено во время выездной проверки, при камеральной проверке возможности налогового органа по истребованию документов существенно ограничены (п. 7 ст. 88, п. 12 ст. 89 НК РФ).

Представить учетную политику по требованию налогового органа нужно в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3 ст. 93 НК РФ, п. 5.1 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).

За непредставление документов, истребованных налоговым органом, в установленный срок на организацию может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, штраф может быть наложен и на должностных лиц организации. Размер штрафа в этом случае составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Как внести изменения и дополнения в учетную политику

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения налогоплательщик может в следующих случаях (ст. 313 НК РФ):

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года) (п. 1 ст. 285 НК РФ);
  • при изменении законодательства о налогах и сборах. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Источник: http://urist7.ru/nalog/nalog-na-pribyl/kak-organizovat-nalogovyj-uchet-po-nalogu-na-pribyl.html

Как организовать налоговый учет – НалогОбзор.Инфо

Чтобы правильно и своевременно формировать данные для расчета налога на прибыль, нужно вести налоговый учет (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

  • общий порядок формирования доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
  • порядок создания резервов;
  • сумму задолженности по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Чтобы организовать налоговый учет, нужно:

При организации налогового учета особое внимание нужно уделить учету прямых и косвенных расходов.

Как вести регистры налогового учета

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:

  • первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
  • аналитических регистров налогового учета;

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин.

Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно.

Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

https://www.youtube.com/watch?v=5AS6GwixHGc

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:

  • период (дату) составления;
  • измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)).

Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ.

Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя.

Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены.

На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

https://www.youtube.com/watch?v=jFBQ-XU-ATs

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nalog_na_pribyl/kak_organizovat_nalogovyj_uchet/2-1-0-849

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юриста слово