Статья 72 Федерального закона № 44-ФЗ

Фз 44 о госзакупках: последняя редакция

Главным базисным законодательным актом, регулирующим сферу государственных заказов и контрактов в РФ, является Федеральный закон № 44 (далее ФЗ 44) принятый Государственной думой и одобренный в марте 2013 года. В силу же он вступил с апреля того же года, также после этого вносились некоторые изменения и ФЗ 44 о госзакупках последняя редакция приходится на 9 марта 2017 года.

Ниже попробуем кратко рассмотреть основные главы закона, выделив ключевые моменты, на которые следует обратить внимание участникам госзакупок, выступающим в роли поставщиков или исполнителей контрактов.

Законодательный акт включает в себя 8 основных глав, которые регламентируют различные направления или иначе разные подтемы одного основного вопроса госзакупки, а именно:

  • Первая глава посвящена общим вопросам и понятиям, а также принципам и целям осуществления закупок;
  • Вторая глава – планирование и нормирование;
  • Третья непосредственно регламентирует сам процесс проведения закупок различными способами. Ее можно считать основой рассматриваемого закона;
  • Четвертая и пятая главы отвечают на вопрос организации мониторинга и контроля в сфере госконтрактов;
  • Глава шестая определяет последовательность действий, если возникла необходимость подать жалобу на несоблюдение закона одним из участников;
  • Седьмая содержит информацию о ключевых особенностях и моментах проведения отдельных видов закупок, таких как оборонный заказ или заключение энергосервисных контрактов;
  • Восьмая глава – это заключительные положения.

Далее, подробнее о содержании некоторых из них.

Первый раздел

Перечислять все основные понятия, определения которым даны в законе не имеет особого смысла, а вот выделить его цели и принципы все-таки следует.

Цели

Закон о госзакупках 44 ФЗ (статья 13) выделяет следующие цели, которые преследуются в ходе проведения закупок:

  • реализация государственных программ на различных уровнях (муниципальном, федеральном);
  • выполнение своих функций органами управления внебюджетными фондами РФ;
  • исполнение обязательств РФ в международных программах, участников которых она является.

Принципы

В акте закреплены принципа на которых основывается контрактная система госзаказов:

  1. информация должна быть доступна и соответствовать понятию «прозрачности» для каждого участника;
  2. принцип обеспечения конкуренции, создание равных условий для всех участников процесса закупок;
  3. заказчик должен быть профессионалом в сфере закупок и предпринимать все необходимые для повышения квалификации своих сотрудников, специализирующихся в этом вопросе;
  4. поддержание инновационных направлений, например, для заказчика более приоритетным должна быть закупка высокотехнологичной продукции, нежели производящейся на рынке более двух лет;
  5. принцип единства и ответственности в сфере госзаказов для всех его участников.

Внимание! Впервые понятие единой информационной системы в сфере госзакупок (далее ЕИС) было введено именно ФЗ 44, а цели ее внедрения закреплены в статье 4 данного закона.

Второй раздел

Согласно своим целям заказчик обязан составлять планы-графики закупок товаров/работ/услуг на финансовый год. Они должны содержать: идентификационный номер (код) закупки, наименование объекта, объем обеспечения, срок, обоснование закупки, способ определения поставщика и требования к ним, информацию и банковском сопровождении договоров.

Также все утвержденные планы размещаются в ЕИС и официальный портал госзакупок 44 ФЗ содержит планы в разрезе каждого заказчика. На фото ниже можно увидеть, как это выглядит на экране пользователя портала.

Портал госзакупок главная 44 фз

Третий раздел

В третьей главе закона, во-первых, определены все возможные способы, которые можно использовать заказчикам при выборе исполнителя/поставщика/подрядчика, а во-вторых, четко расписан механизм проведения закупок по каждому из них, в-третьих, затронуты вопросы основных требований к поставщикам, банковского сопровождения контрактов (гарантии) и правила описания объектов.

Выбор поставщика

Способы определения исполнителя:

  • проведение конкурса;
  • проведение аукциона в т. ч. в электронной форме;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

По каждому из вышеперечисленных способов определены порядки проведения, подачи заявок и их рассмотрения, требования к участникам, особенности закрытого проведения.

Важные нюансы раздела

Еще несколько важных моментов, которые содержит Федеральный закон о госзакупках 44 в этом разделе:

  • заказчик обязан отдавать преимущества при выборе исполнителя организациям инвалидов, частный предпринимателям, учреждениям уголовно-исполнительной системы;
  • при осуществлении закупки у единственного поставщика из вышеуказанных категорий, заказчик обязан предоставлять преимущество в отношении их цены контракта в размере до 15%;
  • определена часть совокупного объема закупок заказчика в год, которая должна быть отдана в пользу исполнителей – предпринимателей в размере 15%;
  • запрещается принимать участие в закупках, если имеется факт недоимки по налогам за прошедший отчетный год и ее размер составляет более 25% от активов участника;
  • в качестве обеспечения поданных заявок принимают банковские гарантии, реестр которых ведется в обязательном порядке в ЕИС.

Прочие разделы

По главам закона с четвертой по восьмую просто выделим ключевые моменты, требующие особого внимания. Результаты мониторинга и аудита в сфере закупок размещаются в виде отчета на официальном портале системы и доступны для ознакомления. Аудит проводится Счетной палатой РФ.

Какая ответственность установлена за нарушения Закона № 44-ФЗ?»

Контролирующие функции в сфере госзаказов отданы в руки федерального органа исполнительной власти и органы внутреннего государственного финансового контроля. Также они ведут реестр заключенных контрактов, который размещается на официальном портале. Любой участник может подать жалобу на действие или бездействия других участников госзаказа в контролирующий орган.

Заключение

Каждый участник – исполнитель или поставщик госзаказа должен хорошо владеть законодательной базой и следить за изменениями, ведь это позволит им максимально эффективно участвовать в конкурсах и аукционах. Одним из вариантов, как можно быть в курсе всех изменений – это использовать официальный сайт информационной системы, а точнее, читать его раздел новости госзакупок по 44 ФЗ.

Конечно, в одной статье нельзя осветить и разобрать все пункты закона. Поэтому задача больше стояла в том, чтобы дать общее представление о содержащейся в нем информации. А для тех, кто желает более подробно разобраться во всех тонкостях можно посоветовать посетить семинар по госзакупкам 44 ФЗ.

Источник: http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/248-fz-44-o-goszakupkah.html

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей.

Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000  рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Обзор наиболее значимых изменений Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в начале 2019 г.»

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям,  заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2016 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Применение национального режима / 14 статья 44 ФЗ»

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости.  Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок.

Уведомление о такой закупке направляется  в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. 

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в  ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/51

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юриста слово