Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Способы стать единственным поставщиком для заказчика | Контур.Закупки

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Заказчикам удобно иметь дело с одним проверенным контрагентом, поэтому закупка у единственного поставщика – довольно популярный вид закупок по 44-ФЗ. Сейчас мы рассмотрим, в каких случаях поставщик имеет право законно получить контракт без участия в конкурсе.

Заказчик проводит небольшую закупку

Существуют строго определенные способы проведения закупок по 44-ФЗ согласно перечням работ, товаров и услуг. Если цена закупки не превышает 100 000 рублей, товар может закупаться у единственного поставщика.

Годовой объем подобных закупок не может превышать 50 млн. рублей и 5% совокупного годового объема закупок заказчика (4п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ). Для организаций с бюджетом менее 40 млн.

рублей существует ограничение – сумма закупок не более 2 млн. рублей.

Для таких учреждение как театры, музеи, национальные парки и других (5п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ), ограничение на одну закупку – 400 000 рублей. Годовой объем закупок у единственного поставщика не может превысить 50% совокупного годового объема и 20 млн. рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Мы рассмотрим только честные схемы получения контракта без конкурса. В большинстве случаев предполагается, что заказчик уже знает поставщика, с которым планирует заключить контракт. Заказчик и поставщик уже работали вместе и остались довольны сотрудничеством.

Для того, чтобы вас выбрали в качестве единственного поставщика, важно иметь хорошую репутацию. Репутация складывается из выполненных вами работ и рекомендательных писем. Старайтесь не только выигрывать в конкурсных процедурах, но качественно выполнять подписанные контракты.

Заказчик проводит закупку из специального перечня или на специальных условиях

Существуют группы закупок, которые разрешено проводить у единственного поставщика:

Срочные закупки и форс-мажорные обстоятельства

Здесь получить товары или услуги нужно быстро, иначе в них не будет смысла. Например:

  • для ликвидации последствий аварий и природных катаклизмов,
  • чтобы обеспечить бесперебойные производственные процессы,
  • чтобы подготовить визиты глав иностранных государств и делегаций,
  • при мобилизации,
  • чтобы отправить работника в служебную командировку,
  • чтобы провести фестиваль, концерт и подобное культурное мероприятие.

Незаменимая или уникальная продукция или услуга

Каждая подгруппа этой группы отличается тем, что данная продукция есть либо только у конкретного поставщика, либо у поставщика есть исключительные права на товары и услуги:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение,
  • преподавательские услуги, закупку книг, произведений искусства определенных авторов и тд,
  • закупка ПО для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности,
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Закупки у учреждений уголовно-исправительной системы

В соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, утвержденным правительством РФ, такие закупки можно проводить без конкурса.

Закупки лекарств или оплата лечения

При определенных мед. показаниях, у единственного поставщика можно закупить лекарства на сумму до 200 тыс. рублей.

Определение поставщика распоряжением правительства РФ

Подобные ситуации могут возникнуть, например, при закупке бюллетеней на выборах.

Все случаи возможных закупок у единственного поставщика описаны в 93 ст. 44-ФЗ.

В закупке участвовала только одна заявка, соответствующая требованиям заказчика

По завершению конкретной процедуры, заказчик в праве совершить закупку у единственного поставщика, если соблюдено одно из этих условий:

  • Подана только одна заявка
  • Соответствует требованиям только одна
  • На электронный аукцион подано несколько заявок, но в самом аукционе принял участие только один поставщик и он соответствует требованиям.

Став участников несостоявшейся закупки, обратитесь в ФАС вместе с заказчиком и согласуйте контракт. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента появления признания протокола конкурса несостоявшимся на ООС. Если ФАС согласует закупку, вы будете обязаны подписать контракт.

Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189, закупка будет согласована даже если будут выявлены нарушения законодательства, не повлиявшие на результат определения поставщика.

Цена, предложенная участником закупки, должна быть равна или начальной, или стоимости того предложения, которое предложил поставщик.

Даже отсутствие конкурентов во время закупки не гарантирует сговор. В 2014 году 31,68% закупок для государственных нужд и 42,84% для муниципальных признаны несостоявшимися: в закупке принял участие только один участник.

Интересная статистика: контракты на 1,5 млрд. рублей в 2014 году были заключены с единственным поставщиком, без снижения первоначальной цены.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/sposoby-stat-edinstvennym-postavshhikom-dlya-zakazchika/

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Заключать контракт с заказчиком целесообразно, если возможные доходы от исполнения контракта превышают расходы, связанные с его заключением.

К возможным доходам относится получение оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг).

К расходам, связанным с заключением контракта, относятся расходы на предоставление обеспечения исполнения контракта. При заключении контракта с единственным поставщиком заказчик в ряде случаев вправе не включать в него условие об обеспечении контракта.

Требования к единственному поставщику. Ограничения на заключение контракта единственным поставщиком

К единственному поставщику предъявляются те же общие требования, которые существуют для участников конкурентных закупок (ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

В общем случае ограничением на участие в закупке у единственного поставщика является право заказчика предложить заключение контракта тому поставщику, которому он считает необходимым (или который обладает соответствующими полномочиями), не проводя при этом конкурентных процедур (ст. 93, ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ ).

При заключении контракта по результатам несостоявшихся конкурентных закупок заказчик заключает контракт с тем участником, заявка которого соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям документации (извещения) о закупке (п. п. 24, 25 — 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Процедура заключения контракта единственным поставщиком

Процедура заключения контракта единственным поставщиком может включать следующие мероприятия.

 Подготовка единственным поставщиком документа о согласии заключить контракт на условиях документации о закупкеПо просьбе заказчика
Подготовка обеспечения исполнения контракта единственным поставщикомОбязательно, если заказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ)
Подписание контракта единственным поставщикомОбязательно

Подготовка единственным поставщиком документа о согласии заключить контракт на условиях документации о закупке

Если на участие в закрытом способе определения поставщика не поступило ни одной заявки либо все поданные заявки были отклонены, заказчик может запросить (устно или письменно) документ, который подтверждает согласие поставщика заключить контракт на условиях документации о несостоявшейся закупке и по цене не выше начальной (максимальной) цены контракта (пп. 2 («ж») п. 4 Порядка N 189).

Такой документ нужен для того, чтобы согласовать заключение контракта в уполномоченном органе. Подготовить и направить заказчику указанный документ целесообразно, если поставщик заинтересован в заключении контракта.

Представить заказчику документ о согласии заключить контракт целесообразно максимально оперативно, учитывая, что заказчик должен приложить его к обращению о согласовании заключения контракта.

Такое обращение должно быть направлено в уполномоченный орган в течение 10 календарных дней с даты подписания протокола, содержащего информацию о том, что процедура признана несостоявшейся (п. 24 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ).

Советуем ознакомиться:

Письмо единственного поставщика с согласием заключить контракт на условиях документации о закупке, признанной несостоявшейся

Требования к составлению документа, подтверждающего согласие единственного поставщика заключить контракт на условиях документации о закупке, законодательством о контрактной системе не установлены.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

— сведения о поставщике;

— сведения о закупке, которая признана несостоявшейся, в том числе кратко условия контракта и его цену;

— информацию о согласии поставщика заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене не выше начальной (максимальной) цены контракта (лота).

Кто составляет: юрист, иное лицо по согласованию с юристом.

Кто подписывает: руководитель поставщика или иное уполномоченное лицо.

Дата подписания: в день обращения заказчика с запросом либо не позднее дня, указанного заказчиком.

Направление: документ целесообразно передать заказчику курьером или избрать иной оперативный способ, чтобы заказчик успел приложить документ к обращению о согласовании заключения контракта.

Дата направления: в день обращения заказчика с запросом либо не позднее дня, указанного заказчиком.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/uchastie-v-zakupke-v-kachestve-edinstvennogo-postavshhika.html

Как стать единственным поставщиком для госзаказчика по 44‑ФЗ?

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Статья актуальна на 1 января 2018

Закупка у единственного поставщика — один из самых популярных видов закупок по 223 и 44-ФЗ. Заказчикам удобно иметь дело с одним проверенным контрагентом. Посмотрим, в каких случаях поставщик может законно получить контракт без участия в конкурсе.

Заказчики по 44-ФЗ обязаны проводить закупки определенным способом согласно перечням товаров, работ и услуг. Но если цена любой закупки не превышает 100 000 рублей, то товар можно закупать у единственного поставщика.

Годовой объем таких закупок не должен быть больше 5% совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн руб (4п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ).

Организации с бюджетом меньше 40 млн рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

У музеев, театров, зоопарков, национальных парков и других учреждений (5п. 1ч. 93ст, 44-ФЗ) ограничение на одну закупку — 400 000 рублей. А годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 50% совокупного годового объема и 20 млн. рублей.

Как участнику получить контракт без конкурса? Мы рассматриваем только добросовестные схемы, поэтому здесь заказчик чаще всего уже знает того поставщика, с которым планирует заключить контракт. Он работал с ним и остался доволен сотрудничеством.

Совет

Чтобы выполнять заказ в качестве единственного поставщика, важно иметь хорошую репутацию. Она складывается из опыта уже выполненных работ и наличия рекомендательных писем. Постарайтесь выигрывать в конкурентных процедурах и выполняйте подписанные контракты качественно, чтобы заказчик имел вас ввиду, когда будет проводить закупку у единственного поставщика.

Срочные и форс-мажорные закупки

Здесь получить товары или услуги нужно быстро, иначе в них не будет смысла. Например:

  • для ликвидации последствий аварий и природных катаклизмов,
  • чтобы обеспечить бесперебойные производственные процессы,
  • при мобилизации,
  • чтобы подготовить визиты глав иностранных государств и делегаций,
  • чтобы отправить работника в служебную командировку,
  • чтобы провести фестиваль, концерт и подобное культурное мероприятие.

Незаменимая или уникальная продукция или услуга

В этой группе есть несколько подгрупп. Каждая отличается тем, что продукция есть только у конкретного поставщика или у поставщика есть исключительные права на товары и услуги:

  • контракты на поставку электроэнергии или водоснабжение,
  • преподавательские услуги, закупку книг, произведений искусства определенных авторов и тд,
  • закупка ПО для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности,
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Закупки у учреждений уголовно-исправительной системы

Такие закупки можно проводить без конкурса в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным правительством РФ.

Закупки лекарств или оплата лечения

У единственного поставщика можно закупить лекарства при определенных медицинских показаниях на сумму не больше 400 тыс. рублей.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей.

Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000  рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям,  заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости.  Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок.

Уведомление о такой закупке направляется  в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. 

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в  ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/51

Особенности участия в закупках у единственного поставщика по 44-ФЗ

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

По общему правилу заключение контрактов для обеспечения государственных или муниципальных нужд производится через конкурентные процедуры. Однако из любого правила существуют исключения. Есть они и здесь. В некоторых случаях, четко описанных в статье 93 44-ФЗ, контракт может быть заключен напрямую с одним поставщиком/исполнителем.

В части первой указанной статьи содержится пятьдесят шесть оснований для заключения контракта таким образом, и перечень продолжает пополняться. Причем, понятие «единственный поставщик/подрядчик/исполнитель» не всегда означает наличие только одного контрагента.

Виды исключений

Основания, указанные в законе, можно подразделить на следующие виды:

  • Контрагентом выступает специальный субъект, то есть организация, которая в силу закона либо иного нормативно-правового акта единственно уполномочена осуществлять поставку какого-либо товара либо оказание услуг, выполнение работ. Например, естественные монополии, переданные полномочия государственным учреждениям и так далее.
  • Закупка должна быть произведена в сокращенные сроки в связи с чрезвычайной ситуацией (аварии, катастрофы), экстренной медицинской помощью.
  • Предметом закупки является специальный объект, например, культурные ценности, произведения, посещение мероприятий, авторский контроль, командировки и т. д.
  • Несостоявшаяся закупка (конкурс, аукцион, котировки, запрос предложений).
  • Закупка товаров, работ, услуг из лимита заказчика по п.4 и п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, любой поставщик, подрядчик, исполнитель может стать таким «единственным», даже если не имеет специального статуса или объекта. Чаще всего случаются последние две ситуации из списка.

ВАЖНО! Рекомендуем обратить внимание на нашу уникальную услугу по заключению контрактов на субподряды без непосредственного участия в конкурентных процедурах. Это позволит получить ряд преимуществ и избавиться от основных рисков работы с тендерами. Подробнее об этом >> здесь.

Несостоявшаяся процедура

Предугадать состоится ли закупка невозможно, поэтому у каждого из участников, подавших заявку, есть вероятность быть или остаться единственным. В таком случае все просто, контракт заключается на условиях документации соответствующей процедуры.

Более сложным представляется заключение контракта из лимитов заказчика. С одной стороны – нет никакой подачи заявок, вскрытия, рассмотрения, аукциона или конкурса. С другой стороны – у участника появляются дополнительные риски. Рассмотрим данное основание подробнее.

Лимиты заказчика

Для каждого заказчика в соответствии с законом устанавливается определенный или рассчитываемый лимит денежных средств, которые можно потратить на закупку товаров, работ, услуг без проведения конкурентных процедур.

Для тех, у кого объем трат на закупки не превышает сорок миллионов рублей в текущем году, лимит составляет два миллиона рублей. Для тех, у кого превышает – пять процентов от объема.

При этом стоимость каждого заключаемого контракта не может превышать сто тысяч рублей.

В отдельную категорию выделены учреждения культуры, образовательные, научные, физкультурно-спортивные организации. Им разрешен больший лимит – пятьдесят процентов от объема, но не более двадцати миллионов рублей. Стоимость каждого контракта – не более четырехсот тысяч рублей.

Заключение контракта

Процедура закупки проста (за исключением случаев, когда заказчик обязан или желает использовать сайт ЕАТ Березка). Стороны рассматривают проект контракта, представленный одной из них в письменном виде, согласовывают и подписывают, при этом заказчик не размещает контракт в единой информационной системе.

Статья 34 44-ФЗ регламентирует условия, на которых заключается контракт. Однако некоторые условия становятся необязательными в случае закупки у единственного поставщика.

Так, контракты могут быть заключены в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. А это значит, что возможно заключение сделки даже в устной форме. Естественно, такой вариант нежелателен, так как содержит существенные риски для обеих сторон.

Сделкой считается и выставление счета, и его оплата. Этот вариант вполне приемлем в случае закупок по п.4, 5 из лимитов заказчика, поскольку не требуется размещение контракта. Все же лучшим вариантом остается оформление письменного документа – контракта в облегченной форме.

При этом не обязательно использование типовых контрактов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и размещенных в единой информационной системе.

Особые условия

В преамбуле контракта желательно указание конкретного пункта статьи, на основании которого заключается контракт. Это позволит определить условия, подходящие именно для этой закупки.

В данном виде закупки заказчик может не указывать порядок и сроки оплаты, приемки, оформления результатов приемки товара, работы, услуги. В таком случае участник не будет обладать соответствующей информацией, что влечет дополнительные риски.

В контракте может быть не прописана ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Решение включать или не включать вышеперечисленные условия в проект должно приниматься сторонами совместно в ходе согласования сделки.

В большинстве случаев не применяется и раздел обеспечение исполнения контракта, поскольку установка данного требования здесь является правом, а не обязанностью заказчика.

Риски участника

Заключение контракта в результате закупки у единственного поставщика не в соответствии с требованиями закона о контрактной системе может повлечь негативные последствия для поставщика, исполнителя, подрядчика. Судебная практика однозначна в данном вопросе и признает такие сделки ничтожными.

Таким образом, при получении предложения от заказчика о заключении контракта с единственным поставщиком, участнику необходимо понимать в соответствии с каким пунктом предполагается заключение, а также обращать особое внимание на условия, прописанные в проекте контракта.

22.03.2019

Елена С.

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/749-osobennosti-uchastiya-v-zakupkakh-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44-fz

Как стать единственным поставщиком 2019 г

Участие в закупке в качестве единственного поставщика по 44 ФЗ

Законами о закупках предусмотрено несколько видов процедур.Одна из них – возможность заключить контракт через закупку у единственного поставщика. Такие процедуры закупок называют неконкурентными.

Закупка у единственного поставщика, пожалуй, наиболее любима как среди заказчиков, так и среди поставщиков. В этом случае контракт заключается минуя стадии закупок такие как рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. Т.е. контракт заключается напрямую между продавцом и покупателем.

1. Плюсы закупки у единственного поставщика2. Случаи применения закупки у единственного поставщика по 44 ФЗ3. Проведение закупки у единственного поставщика4. Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ5. Как стать единственным поставщиком6. Программа Партнерства Центра Поддержки Предпринималетьства

1. Плюсы закупки у единственного поставщика

У данной процедуры имеются несомненные плюсы для обеих сторон:

  • короткие сроки проведения закупки
  • Заказчик обращается к поставщику, который может гарантированно выполнить контракт
  • Приостановить действие и подписание контракта практически невозможно
  • Процедура проста и удобна
  • Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком последнему не нужно задействовать большое количество людских ресурсов.

2. Случаи применения закупки у единственного поставщика по 44 фз

Все случаи описаны в 1 части 93 статьи 44 федерального закона. Собственно, закон не обязывает использовать такой способ закупок. Он дает заказчикам такое право (исключение составляет случай, когда объявленная процедура закупок не состоялась), а использовать его или нет – решение остается за заказчиком.

Заказчики это право используют с удовольствием, но на любую сумму в этом случае контракт не заключить по закону. В основном, сумма закупки будет до ста тысяч рублей. В отдельных случаях допускается большая сумма для закупки, например, закупку у единственного поставщика для обеспечения детей – сирот всем необходимым можно осуществлять на сумму до четырехсот тысяч рублей.

Случаи закупки у единственного поставщика охватывают любую форс-мажорную ситуацию, которая требует срочного решения. В законе описано пятьдесят два пункта, когда такая закупка может проводиться.

Так же там указано, касательно каких закупок заказчик принимает решение сам, в каких – обязан сообщить в контролируемый орган, а в каких – осуществлять её только по согласованию контрольного органа.

При этом тот, кто осуществляет закупку, вынужден закупать товар по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это – большой минус для покупателя, поскольку он вынужден соглашаться с предложенной ценой без возможности снижения. В то же время, вся сумма подобных закупок максимально может достигать не больше двух миллионов рублей в год, или больше пяти процентов от общего объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

3. Проведение закупки у единственного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот тип закупок со стороны поставщиков, то не будем останавливаться на всех действиях, которые обязан сделать заказчик, а остановимся на общем алгоритме.

  • Заказчик выбирает компанию, с которой заключает контракт и согласовывает условия закупки и текст договора (контракта).
  • Извещение размещается покупателем в системе (единая информационная система) и ещё остается пять дней до подписания контракта.
  • Чтобы известить о закупке контрольный орган у покупателя есть в запасе один рабочий день после подписания контракта, и следует не забыть предоставить его копию с обоснованием необходимости закупки и цены.

Все неконкурентные способы закупок находятся под внимательным наблюдением надзорных и контролирующих органов, и это нужно учитывать при составлении документов.Алгоритма, по которому оценивается насколько правомерно заключение контракта с единственным поставщиком нет.

Здесь все зависит от сотрудников контрольного органа и от аргументации необходимости закупки.

Поскольку внимание к таким способам закупок повышенное, то корректное обоснование цен и необходимости закупки у единственного поставщика сильно упростит жизнь не только заказчику, но и поставщику.

4. Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

В 223 федеральном законе тоже есть такое понятие. Иногда его называют ещё прямой закупкой. Инициатива может исходить как от заказчика, так и от продавца. Правила такой закупки по 223 фзпрописываются в положении о закупках заказчика.

В определенных случаях (это описано вч.15 ст.4 223 фз) такие закупки в систему не вносятся.

Понять, как должна проходить такая закупка у конкретного заказчика можно прочитав его Положение о закупках (расположено на сайте государственных закупок)

5. Как стать единственным поставщиком

Так как же попасть на закупку у единственного поставщика? Отметим основное: заказчик обращается к поставщикам, с кем он взаимодействует. Или к компании, у которой нет конкурентов в силу уникальности предлагаемого товара или оказываемой услуги.

Поэтому, если вы с заказчиком не общаетесь, контракт с единственным поставщиком будет отдан вашему конкуренту. Если заказчика не устраивает по каким-то причинам то, как вы выполняете обязательства по другим контрактам, закупку отдадут вашему конкуренту.

Наличие у вас на складе дефектурной позиции сильно повышает ваши шансы, поскольку этот товар купить можно будет только у вас.

Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо обосновать целесообразность этой закупки, а так же привести обоснованность цены и способ её расчета.

Как правило, с обоснованием цены помогает тот поставщик, к которому обратились. Он выставляет Коммерческое предложение.

Возможно, что заказчик с запросом обратится не к одному поставщику, и выберет предложение с более низкой ценой.

6. Программа Партнерства Центра Поддержки Предпринимателей

Если поставщик хочет заключать контракты через закупку у единственного поставщика, ему в первую очередь необходимо заработать репутацию добросовестного и ответственного исполнителя.

Иметь ресурсы для быстрого и качественного выполнения работ или быстрой поставки товара. Внимательно относиться к формированию своей цены в коммерческом предложении для заказчика. Ознакомиться со статьями 44фз и 223 фз касательно этого вида закупки.

При работе с 223 фз необходимо ещё проштудировать Положение о закупках заказчика.

Конечно, это можно сделать самому. Но сегодня все больше внимания уделяется закупкам у малого и среднего предпринимательства, в том числе и закупкам у единственного поставщика. Для облегчения этой задачи создаются специальные программы партнерства, в которых участвуют как заказчики, так и поставщики.

Страничка одной из таких программ Центра Поддержки Предпринимательства присутствует на нашем ресурсе. Участвуя в таких программах крупные заказчики приобретают постоянных добросовестных поставщиков из числа малых предпринимателей, а малый бизнес получает возможность стать поставщиком и полноценным партнером для крупных корпораций.

Центр Поддержки и Предпринимательства помогает с оформлением документов, а после вступления в программу оборудует на сайте многофункциональный кабинет с полной информацией по планируемым (и объявленным) закупкам и торгам именно вашего профиля.

Так же участникам программы предоставляется персональный менеджер, который помогает разобраться в сложной системе торгов и поиске ваших профильных аукционов.

Как известно, субъектам малого предпринимательства очень тяжело содержать тендерный отдел, в котором работают высококвалифицированные специалисты,Программа партнерства призвана помочь решить эту проблему и обеспечить малый бизнес высококвалифицированной поддержкой специалистов в области торгов.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/kak-stat-edinstvennym-postavschikom/

Юриста слово
Добавить комментарий