Статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ

Как создать закупочную комиссию по Закону № 44-ФЗ

Статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ

Проведение любой из процедур, регламентированных Законом № 44-ФЗ, требует создания комиссии по закупке. Исключение – заключение контракта с единственным поставщиком. В статье расскажем, что входит в обязанности комиссии по осуществлению закупок, сколько комиссий может создать заказчик, кто не имеет права входить в ее состав.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.

задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Важно! Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.

Как создать комиссию?

Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок.

Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии.

Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.

Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:

  • Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
  • Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.

Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:

  • не менее 5 чел. – в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
  • не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

Кто должен входить в состав комиссии?

Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст.

39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере.

Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.

Важно! Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.

Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

  • физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  • физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
  • физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
  • физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
  • физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
  • должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок

Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

Права и обязанности членов комиссии:

  • знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
  • готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
  • выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
  • проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
  • присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

Председатель и секретарь закупочной комиссии

Председатель комиссии:

  • Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
  • Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
  • Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
  • В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
  • Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.

Секретарь комиссии:

  • Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

Регламент работы комиссии

Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Обратите внимание, ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование;
  2. На заседании комиссии присутствует не менее чем 50% состава комиссии. В случае отсутствия кворума, должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.

Запрещено:

  • принятие решения членами комиссии путем проведения заочного ания. То есть, необходимо личное присутствия членов комиссии на ее заседании,
  • делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам (в силу данного запрета член комиссии не вправе передавать свои полномочия никому, в т.ч. и другому члену комиссии).

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.

Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/88

Особенности госзакупок жилых помещений у единственного поставщика

Статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ

Тема номера

1. Среди случаев закупки у единственного поставщика по ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено и приобретение жилых помещений.

2. Категория жилья при госзакупках — экономкласс. Как к нему относить жилые помещения, определил приказ Минстроя России.

3. Приобретая жилье, нужно руководствоваться Законом № 44-ФЗ в сочетании с другими нормативными правовыми актами, которые связаны с жилищным строительством.

Наталья Некрасова, эксперт в области госзакупок

В 2014 году в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ввели пп. 38 и 39. Целью этих новаций была необходимость отрегулировать предоставление земельных участков, чтобы осваивать и строить жилье экономкласса.

Принципиальное отличие положений п. 39 от п. 38 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — в сути договора, который представляет собой основу для заключения контракта для того, чтобы приобрести жилые помещения.

В первом случае — по п. 38 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — контракт заключают на базе ранее подписанного договора согласно ГрК РФ.

Во втором — в соответствии с п. 39 ст. 93 Закона № 44-ФЗ основой для заключения контракта будет договор, который заключен на основании положений Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Закон № 161-ФЗ).

Также ст. 46.7 ГрК РФ определяет порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор об освоении территории при строительстве жилья экономкласса и устанавливает и требования к условиям и содержанию договоров, заключаемым по итогам аукционов, а также требования к участникам аукционов.

Рассмотрим особенности пп. 38 и 39 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» применяют при оформлении правоотношений между физическими или юридическими лицами и лицом, которое заключило договор согласно ГрК РФ или Закону № 161-ФЗ.

Порядок закупки по пункту 38

Правоотношения, которые возникают при освоении земельных участков, которые регулирует ГрК РФ, оформляются договором между соответствующим органом исполнительной власти (местного самоуправления) и юридическим лицом по итогам аукциона.

Такими органами выступают уполномоченные органы субъектов РФ, например Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, или Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.

Чтобы найти информацию о таких закупках, необходимо первоначально определиться о месте нахождения жилья экономического класса, потребность в котором имеет заказчик.

Сведения об этих аукционах публикуют на официальных сайтах субъектов или на сайтах уполномоченных органов, поскольку закон не определил единый официальный сайт.

Например, информацию об аукционах на право заключения договоров освоения территорий для строительства жилья экономического класса на земельных участках в Республике Карелия мы можем получить:

  • на сайте fond.onego.ru (раздел «Земля и нежилые помещения — объекты продажи»);
  • официальном интернет-портале Республики Карелия gov.karelia.ru;
  • на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа petrozavodsk-mo.ru.

Второй стороной становится юридическое лицо, которое признано победителем аукциона и будет впоследствии застройщиком такого участка земли. При этом земельный участок остается в собственности субъекта РФ, на время строительства заключается договор аренды земельного участка с застройщиком — победителем аукциона.

Когда заказчику необходимо приобрести жилье экономического класса, действуют нормы Закона № 44-ФЗ и применяют случай закупки у единственного поставщика. При заключении контракта условия приобретения жилья соответствуют условиям договора, который заключен в соответствии с требованиями ст. 46.7 ГрК РФ.

И прежде чем определить условия закупки у единственного поставщика, заказчику нужно ознакомиться с договором, который подписан по итогам аукциона на право заключения договора об освоении территории для строительства жилья экономкласса.

Сам контракт на приобретение жилья экономического класса заказчик заключает с застройщиком.

Если заказчику нужно приобрести иной вид жилья, он руководствуется нормами действующего законодательства о закупках. При формировании соответствующей потребности необходимо учитывать основные принципы эффективности использования средств, цели и задачи, которые реализует заказчик.

При принятии решения о закупке жилья у единственного поставщика (по п. 38 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) необходимо проанализировать и определить наличие всех необходимых условий и оснований.

Квалифицируют категорию планируемого к приобретению жилья, руководствуясь условиями отнесения жилых помещений к жилью экономкласса (приказ от 05.05.2014 № 223/пр Минстроя России). При этом проверяется наличие договора и его соответствие требованиям к договорам об освоении территории для строительства жилья экономкласса по ст. 46.5 ГрК РФ (о комплексном освоении — ст. 46.6 ГрК РФ).

Учитывая, что нормами ст. 46.5 и 46.6. ГрК РФ заключение контрактов — необязательное условие и наличие такого условия должно быть указано и подтверждено.

Поэтому при проведении аукциона в проекте договора могут быть не установлены обязательства сторон этого договора заключить контракты на приобретение жилья экономического класса.

Тогда не допускается применение оснований Закона № 44-ФЗ в отношении жилья, которое является предметом этого договора.

Порядок закупки по пункту 39

При использовании основания закупки у единственного поставщика по п. 39 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в основу ложится договор безвозмездного пользования земельным участком (или аренды) для строительства жилья экономического класса.

Также это может быть договор для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривают строительство жилья экономкласса, или для строительства в минимально требуемом объеме жилья такого класса (такие договоры заключаются по итогам аукционов).

Аукционы проводит Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Фонд является Единым институтом развития в жилищной сфере согласно нормам Закона № 161-ФЗ. Он заключает договор по итогам аукциона с его победителем, а в дальнейшем — застройщиком. Информацию об аукционах публикуют на официальном сайте этого фонда (fondrgs.ru).

Правила заключения, порядок проведения аукционов, требования к содержанию договора и иные условия определяет Закон № 161-ФЗ.

Договор, который заключен по итогам аукциона (по правилам Закона № 161-ФЗ), также должен предусматривать возможность заключения госконтрактов.

В данном случае применить нормы Закона № 44-ФЗ можно на основаниях, которые указаны в договоре существенных условий. Условие о цене и сроках определены аналогично в заключенном договоре безвозмездного пользования земельным участком или аренды соответственно.

Звезда
за правильный ответ

Проверьте себя

Неправильно

Правильно!

Какая категория жилья предназначена для госзакупок в рамках п. 38 и п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Источник: https://e.faspraktika.ru/523853

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ (закон о госзакупках 223 тут: ) определяет антидемпинговые меры при осуществлении конкурса и аукциона. Демпинг — это реализация продукции по искусственно заниженной стоимости.

В прошлом недобросовестный производитель, предложивший самую низкую цену товару, выигрывал на конкурсах и аукционах.

Эти действия, не связанные с их навыками и качеством выполнения в прошлом заказов, становились следствием срывов сроков выполнения госзаказов, аннулирования договоров, ухудшения свойств товаров, к трате бюджетных денег. Поэтому и была добавлена статья 37, описывающая антидемпинговые меры.

  • 1 Статья 37 ФЗ-44 с последними изменениями
  • 2 Скачать

Статья 37 ФЗ-44 с последними изменениями

Последние изменения, внесенные в статью 37 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», датируются 4 июнем 2014 года. От прошлой редакции ее отличает появление 12-ой части. Рассмотрим подробнее все части статьи об антидемпинговых мерах.

Первая часть

В первой части рассказывается о применяемых антидемпинговых мерах в ситуации, когда изначальная (максимальная) стоимость договора — больше, чем 15 млн. руб., а потенциальный покупатель предлагает стоимость договора, которая меньше НМЦК на 25% и выше.

Это повлечет за собой антидемпинговые меры, выраженные в увеличении в 1,5 раза объема денежной гарантии выполнения договора, записанныго в бумаге о закупке.

Однако, если в договоре прописана возможность оплаты аванса, то эта сумма денежной гарантии не должна быть меньше его.

Вторая часть

Ситуация, описанная в ч. 2 ст. 37 закона 44-ФЗ, оговаривает порядок действий и антидемпинговые меры, применяемые при изначальной (максимальной) стоимости соглашения в 15 млн. руб. или меньше и предложением участника торга снизить сумму на 25 и больше процентов.

В этом случае предписаны те же антидемпинговые меры увеличения поставщиком в 1,5 раза объема денежного обеспечения.

Также, в качестве альтернативы, поставщик имеет возможность предоставить сведения, которые подтвердят его добросовестность, что тоже является разновидностью антидемпинговых мер.

Третья часть

По ст. 37 про антидемпинговые меры сведения, которые могут доказать добросовестность участника торга, должны находиться в реестре договоров и удостоверять выполнение поставщиком:

  • 3-х и более договоров за 1 год до даты подачи заявки. Все договора должны быть выполнены без взыскания к поставщику неустоек;
  • 4-х и более договоров за 2 года. 75% вышеуказанных договоров должны быть реализованы без использования штрафов по отношению к поставщику;
  • 3-х и более договоров за 3 года. Во время выполнения договоров на участника не должны быть наложены штрафы.

Стоимость 1 контракта = стоимости, предложенной участником торга, в эквиваленте — не меньше 20%. В этом заключается общее требование антидемпинговых мер.

Четвертая часть

Указанная информация в 3-ей части 37-ой статьи про антидемпинговые меры должна быть включена в состав заявки. Если сведения неподтвержденные, то комиссия, занимающаяся проведением закупок, отклоняет запрос.

Данное постановление закрепляется в соответствующем протоколе и описываются причины, почему произошло отклонение заявки. Участник уведомляется не позднее рабочего дня, который следует за днем подписания протокола.

В ФЗ-44 ч. 4 ст. 37 про антидемпинговые меры говорится, что, если в заявке нет сведений, удостоверяющих добросовестность участника, то он платит сумму в 1,5 раза превышающую объем обеспечения выполнения контракта.

Пятая часть

Антидемпинговые меры предопределяют — если проводится аукцион, участник закупки предоставляет информацию, описанную в третьей части статьи, когда направляет заказчику подписанный контракт.

Если поставщик не выполнит данную процедуру или эта информация будет признана недостоверной, то будет считаться, что он отклонился от подписания контракта.

По итогу комиссия составит протокол и внесет данные в реестр.

Ознакомьтесь  Закон “О защите прав потребителей”

Шестая часть 

Оговоренное обеспечение поставщик должен предоставить до заключения сделки. Невыполнение этого требования считается уклонением от заключения контракта. Составляется протокол и информация регистрируется в реестре. Все участники закупки уведомляются об этом, согласно ст. 37 про антидемпинговые меры.

Седьмая часть

Закон не обошел вниманием и конкурсы, где объектом выступает осуществление НИОКР, научно-технических работ и предоставление консалтинговых услуг. Антидемпинговые меры дают возможность заказчику установить в документации разные величины значимости критериев оценки заказов, если предложение о стоимости контракта:

  • до 25% ниже изначальной (максимальной) цены;
  • больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены.

Восьмая часть

Антидемпинговые меры применяются, если предложение о стоимости контракта больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены, то размер значимости ценового предложения — 10% от суммы величин других критериев оценки.

Девятая часть 

Часть 9 ст. 37 про антидемпинговые меры закона 44-ФЗ описывает контракты на осуществление поставок товаров (продукты, лекарства, топливо). Если предложена стоимость на 25 и больше % ниже НМЦК, то участник закупки должен обеспечить подтверждение предлагаемой цены договора. Подтверждается следующими документами:

Десятая часть

Согласно статье про антидемпинговые меры, подтверждение предлагаемой цены договора предоставляется участником закупки:

  • чья цена договора ниже изначальной стоимости на от 25% и выше в обращении на участие в конкурсе. Отклонение заявки осуществляется комиссией, что упоминается в протоколе;
  • отправившим договор заказчику с подписью, в случае проведения аукциона. Невыполнение этого требования будет считаться избеганием подписывать контракт и будут применены антидемпинговые меры. Соглашение не подписывается и сделка заключается с другим участником аукциона, который предложил условия получше.

Одиннадцатая часть

Антидемпинговые меры применяются к участнику конкурса/аукциона в полной мере, который является победителем конкурсной процедуры, но в тоже время признан уклонившимся от заключения контракта.

Двенадцатая часть

Положения об антидемпинговых мерах не применяются при осуществлении закупок важных лекарств, если предложенная стоимость ниже не более, чем на 25 процентов от зарегистрированной предельной отпускной стоимости.

Скачать

Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать тут.

Ст. 37 регламентирует антидемпинговые меры и ориентирована на неприемлемость искусственного занижения стоимости при конкурсных процедурах или аукционах. Антидемпинговые меры обуславливаются НМЦК.

Указан объем денежного обеспечения выполнения договора, информация, которую участник закупки должен предоставить, чтобы доказать свою добросовестность.

Все необходимые сведения об участниках можно найти в реестре.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/statya-37-antidempingovye-mery-pri-provedenii-konkursa-i-aukciona/

Юриста слово
Добавить комментарий