Прекращение государственного (муниципального) контракта

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Прекращение государственного (муниципального) контракта

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ. 

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС.

Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке. 

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт.

Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте).

С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг. 

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию. 

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций. 

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием. 

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий. 

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/76-rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-sluchai-i-poryadok

Правила одностороннего расторжения государственного контракта

Прекращение государственного (муниципального) контракта

Расторжение государственного или муниципального контракта в 99% случаев сопровождается конфликтом. Защититься от злоупотреблений помогает детальное изучение закона 44-ФЗ. Знание правовых предписаний, а также регулярный анализ судебной практики сокращает риск в несколько раз.

Что необходимо знать участнику контрактной системы?

Отказаться от сотрудничества с выбранным партнером заказчик вправе при наличии веских оснований. Причинами могут стать несвоевременное исполнение условий договора, либо грубое нарушение.

Процедура расторжения описана статьей 95 Закона и включает два этапа:

  • направление извещения с полным юридическим обоснованием;
  • фактическое прекращение деловых отношений.

Если в течение 10 суток с момента получения уведомления контрагент устранит нарушения, решение отменяют.

Внимание! Право на ошибку предоставляется 1 раз. Систематические злоупотребления исключены.

Правила диктуют не только положения закона или ГК РФ. Отдельные условия заказчик устанавливает в соглашении. Оговорка о расторжении дает возможность прекратить отношения как заказчику, так и исполнителю.

В каком случае возможен односторонний отказ?

Основанием расторжения договора служит существенное нарушение. В качестве обязательного признака ГК РФ называет причинение вреда. Заявить о реализации юридического механизма заказчик может лишь в случае лишения выгод, которые обещало ему надлежащее исполнение контракта.

Предъявление требований о возмещении ущерба осуществляется в строгом соответствии с положениями статьи 34 Закона. Размеры пени, штрафов, неустойки должны быть четко определены в договоре. В противном случае начисления можно оспорить.

Если работа выполнена, а товар поставлен…

Возникновение сомнений в качестве продукции или результатов деятельности подрядной организации является основанием для привлечения независимых специалистов. Если эксперты подтверждают факт, заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке.

Решение публикуют в ЕИС не позднее 3 суток с момента принятия. В силу оно вступает по истечении 10 дней. Один экземпляр направляют недобросовестному партнеру почтой. Уведомление признано обязательным элементом процедуры. Отсутствие документов, свидетельствующих о вручении извещения, приводит к недействительности решения.

В числе негативных последствий расторжения контракта следует назвать:

  • отказ в оплате;
  • взыскание штрафных санкций;
  • включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Обратите внимание! Исполнитель, подрядчик или продавец прекращают отношения в одностороннем порядке только при наличии соответствующей оговорки в соглашении. Процедура уведомления заказчика не отличается от описанной выше схемы.

Немного о прецедентах

За время применения положений 44-ФЗ накопилось большое количество судебных решений. Квалифицированные юристы рекомендуют уделить внимание следующим правовым позициям.

1) Важные мелочи

Охранное предприятие предъявило иск государственному заказчику о неправомерном расторжении контракта. Рассмотрев дело А49-2126/2014, АС Поволжского округа удовлетворил требования. Причиной стала банальная формальность.

Заказчик провел проверку качества услуг и пришел к выводу о наличии серьезных нарушений. По итогам контроля было вынесено соответствующее решение. Однако в тексте соглашения предусматривалась возможность отказа от договора только «по соглашению участников». Оговорки об одностороннем расторжении не приводилось.

Арбитраж встал на сторону охранного предприятия, указав на досадную оплошность.

2) Фактическое неисполнение

Привлекло внимание правозащитников и постановление АС Северо-Западного округа. Спор возник между поставщиком и государственным заказчиком. Первый заявил о приостановлении исполнения контракта, второй издал решение о полном отказе от сотрудничества.

Исследуя материалы дела А56-6651/2014, судьи пришли к выводу о правомерности действий заказчика. Основанием послужила статья 715 ГК РФ. Документы свидетельствовали, что поставщик не приступал к выполнению обязательств.

Кроме того, к моменту направления извещения была подтверждена невозможность своевременного исполнения сделки. Указанные обстоятельства предоставили право на отказ от сотрудничества.

3) Сроки

При рассмотрении споров большое значение имеет содержание контракта. Так, причиной расторжения муниципального договора с подрядной организацией стало несоблюдение промежуточных сроков. В соглашении были точно указаны даты сдачи каждого из видов работ. Уже на первом этапе ответчик нарушил условие.

Даже к моменту рассмотрения дела АС Уральского округа подрядчик не справился с поставленной задачей. В результате постановление Ф09-9280/14 от 16 января 2015 года поставило точку в отношениях. Служители Фемиды признали правомерность расторжения сделки и удовлетворили требования заказчика.

4) Уклонение от приемки

Интересный спор рассматривал 9 ААС в декабре 2014 года. Согласно материалам дела А40-94139/2014, заказчик расторг договор с поставщиком из-за нарушения сроков. Исследуя доказательства, суд пришел к выводу о неправомерном уклонении от приемки ценностей.

Указывая на ошибки в товаросопроводительной документации, должностные лица отказались получить качественные товары. В установленный день приемка не состоялась, поэтому поставщик был вынужден доставить груз с опозданием. Претензий к качеству заказчик не предъявлял.

Суд указал на недопустимость уклонения от исполнения обязательств по формальным причинам. Ошибки в документации не могли являться основанием. Расторжение договора было признано незаконным.

Однако поставщику все же пришлось выплатить компенсацию убытков. Поскольку первый раз объем груза оказался меньшим, исполнение договора признали несвоевременным. Размер штрафных санкций суд сократил, опираясь на статью 333 ГК РФ.

Таким образом, отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта можно. Однако сторонам потребуется строго придерживаться установленных правил и избегать принятия поспешных решений.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/282-pravila-odnostoronnego-rastorzheniya-gosudarstvennogo-kontrakta

Об утверждении типовых форм документов, подлежащих использованию заказчиками при расторжении государственных контрактов, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров (с изменениями на 12 октября 2018 года), Приказ Тендерного комитета города Москвы от 24 августа 2018 года №70-01-123/18

Прекращение государственного (муниципального) контракта

(с изменениями на 12 октября 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Тендерного комитета города Москвы от 12 октября 2018 года N 70-01-156/18.
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 8.1.2 приложения 1 к Положению о системе закупок города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП

приказываю:

1. Утвердить типовую форму решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта (муниципального контракта, гражданско-правового договора) согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Пункт утратил силу – приказ Тендерного комитета города Москвы от 12 октября 2018 года N 70-01-156/18..

____________________________________________________________________
Пункт 3 предыдущей редакции считается пунктом 2 настоящей редакции – приказ Тендерного комитета города Москвы от 12 октября 2018 года N 70-01-156/18.

____________________________________________________________________

2. Утвердить типовую форму соглашения о расторжении государственного контракта (муниципального контракта, гражданско-правового договора) согласно приложению 2 к настоящему приказу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике – руководителя контрактной службы Жукова В.Н.

Руководитель Департамента

Г.В.Дёгтев

Приложение 1. Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта (муниципального контракта, гражданско-правового договора)

Приложение 1

к приказу Департамента города Москвы

по конкурентной политике

от 24 августа 2018 года N 70-01-123/18

должность руководителя организации
наименование организации
Ф.И.О. руководителя организации
адрес организации
РЕШЕНИЕ об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта (муниципального контракта, гражданско-правового договора)
отN
предмет контракта
Между
(далее – Заказчик) и
(далее – Поставщик (подрядчик, исполнитель) заключен государственный контракт от
N
предмет контракта
(далее – Контракт).
В соответствии со статьей ______ Контракта Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется
.
Согласно пункту ______ технического задания
Согласно пункту ______ Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть Контракт
в случае
.
Ввиду того, что Поставщик (подрядчик, исполнитель), не исполнил предусмотренное Контрактом
обязательство
,
Заказчик, руководствуясь частями 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, и муниципальных нужд”, частью 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей ______ Контракта принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководитель организации:
//
наименование организацииподписьФ.И.О.

Приложение 2. Уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта (муниципального контракта, гражданско-правового договора)

Приложение 2

к приказу Департамента города Москвы

по конкурентной политике

от 24 августа 2018 года N 70-01-123/18

____________________________________________________________________Приложение утратило силу –

приказ Тендерного комитета города Москвы
от 12 октября 2018 года N 70-01-156/18.

____________________________________________________________________

Приложение 3. Соглашение о расторжении государственного контракта (муниципального контракта, гражданско-правового договора)

____________________________________________________________________
Приложение 3 предыдущей редакции считается приложением 2 настоящей редакции – приказ Тендерного комитета города Москвы от 12 октября 2018 года N 70-01-156/18.

____________________________________________________________________

Приложение 2

к приказу Департамента города Москвы

по конкурентной политике

от 24 августа 2018 года N 70-01-123/18

СОГЛАШЕНИЕ о расторжении государственного контракта (муниципального контракта,гражданско-правового договора)
отN
предмет контракта
“____”______________ 20___
местодата подписания
,
именуемое в дальнейшем Поставщик (подрядчик, исполнитель), в лице,
действующего на основании,
с одной стороны, и
,
именуемое в дальнейшем “Заказчик” в лице,
действующего на сновании,
с другой стороны, далее именуемые “Стороны”, заключили настоящее Соглашение о расторжении Контракта (далее по тексту – “Контракт”) о нижеследующем:
1. Считать Контракт расторгнутым “____”___________________ 20___.
2. Считать обязательства Поставщика (подрядчика, исполнителя) в части
по Контрактувна сумму _____ руб. _____ коп.
выполненными/действующимиуказание объема
3. Считать обязательства Заказчика в части
по Контрактувна сумму _____ руб. _____ коп.
выполненными/действующимиуказание объема
4. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения обязательств по оплате Заказчиком услуг, предоставленных ____________________.
5. Контракт в части исполнения Сторонами обязательств
считать действующими, до их полного исполнения.
6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.
7. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Контракта.
Подписи сторон:
Поставщик (подрядчик, исполнитель)Заказчик
//
подписьФ.И.О.подписьФ.И.О.

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена

АО “Кодекс”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/551353435

Расторжение государственного контракта по инициативе подрядчика — 44 ФЗ

Прекращение государственного (муниципального) контракта

страница » Бизнесу » Расторжение государственного контракта по инициативе подрядчика — 44 ФЗ

Любой подрядчик, заключивший договор с государственным заказчиком в результате электронного аукциона (закупок), знает, как трудно доказать свою правоту. Потому что 44 ФЗ, регулирующий данную сферу отношений — строго регламентирован и имеет «уклон» в пользу заказчика. 

Анализируя практику по государственным контрактам при подготовке иска в суд, я обратила внимание, что подрядчик (исполнитель) часто сам делает все возможное и невозможное, чтобы попасть под штрафные санкции или не получить оплату за свою работу.

Соглашается на дополнительную работу без оформления бумаг, либо оформляет дополнительное соглашение, забывая (или не зная), что закон запрещает изменять стоимость контракта более чем на 10%. Не приступает вовремя к работе, потому что заказчик «не возражает».

Либо не может приступить к работе — потому что объект пока не готов, но не уведомляет об этом письменно заказчика. Перечислять тут можно долго и такое поведение в принципе свойственно многим в силу правовой неподготовленности.

Тем не менее, несмотря на особенность положений 44 закона, подрядчик все же может защитить свои права и отстоять правду в суде.

Расторгнуть договор, если его интересы нарушаются заказчиком, либо вовсе признать его незаключенным — если предмет договора не соответствует фактическим работам на объекте (а это бывает очень часто, кстати.

В электронной документации заказчик указывает одно, а по завершению торгов подрядчик (исполнитель) обнаруживает по факту — другое).

Основания для расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика

Закон о государственных закупках не содержит специальных оснований для расторжения контракта по инициативе подрядчика, отсылая к общим нормам ГК РФ. Общие нормы — это, в первую очередь, нормы о возмездном оказании услуг, подряде или специальные нормы о строительном подряде.

При этом, как указано в законе, Подрядчик имеет право расторгнуть контракт, если такое право предусмотрено договором для заказчика (ст. 95).

Иными словами — праву заказчика расторгнуть контракт противопоставляется аналогичное право подрядчика, даже если об этом не будет специально сказано в договоре.

Контракт может быть расторгнут без суда по основаниям, указанным в законе или при существенном его нарушении другой стороной в судебном порядке.

Оснований для внесудебного расторжения не много, это: п. 2 ст. 782 ГК РФ (для возмездного оказания услуг), п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719 ГК для подряда, п. 3 ст. 745 ГК для строительного подряда. Если указанные статьи подходят — главное соблюсти процедуру расторжения контракта, уведомить заказчика о принятом решении.

По всем другим основаниям путь один — судебный (ст. 450, 451, 709 ГК РФ). Нарушения со стороны заказчика должны быть значительными в той степени, в которой контракт вовсе не был бы заключен, а подрядчик лишается того, на что рассчитывал изначально. При этом практика по статье 709 ГК (увеличение стоимости материалов) разная и больше отрицательной.

Перед подачей иска необходимо направить претензию-уведомление с описанием нарушений, можно даже дважды.

И еще, что следует учесть. Если работы по контракту не выполнялись, а их объем, стоимость, сам объект работ не соответствуют согласованным условиям — в таком случае целесообразнее подавать иск о признании договора незаключенным, а не расторгать его. Потому что расторжение предполагает в любом случае какие то последствия для сторон.

Немного о практике

Летом 2017 года вышел Обзор ВС по госзакупкам. И вот что там интересно. В пункте 12 суд указывает, что стороны не имеют право увеличить стоимость работ более чем на 10%, заключив дополнительное соглашение.

  Подписать документ они конечно могут (что, кстати, бывает очень часто), но вот потом взыскать оплату в суде свыше этого предела подрядчику будет очень трудно — суд удовлетворит иск только если установит, что работы были необходимы и выявлены в ходе выполнения контракта.

Как видно — дополнительные работы не должны быть попутными или иными, они должны быть связаны с основными, быть необходимыми. А как бывает на практике? Заказчик просит подрядчика сделать дополнительно что то, подписывает соглашение.

Подрядчик (особенно субъект малого предпринимательства) полагает, что у него есть документ — в суде оплату взыщет в случае чего, выполняет работы. А не тут то было.

В пункте 14 ВС указывает, что в контракте достаточно указать на право стороны его расторгнуть, без раскрытия конкретных причин для расторжения. И в то же время стороны имеют право подробно описать существо нарушения, которое будет являться основанием для отказа стороны от договора (пункт 15).

Таким образом, если заказчик нарушает договорные обязательства, увеличивает объем и прочее — не нужно вести переговоры, ждать. Нужно как минимум направлять уведомления о нарушении и обращаться в суд.

Источник: https://urist-rostov.com/rastorzhenie-kontrakta/

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ и ГК РФ

Прекращение государственного (муниципального) контракта

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

  1. обязательное уведомление второй стороны,
  2. отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Онлайн-курс «Контрактная система. Участие в государственных и муниципальных закупках по 44-ФЗ». Практические рекомендации, как подготовиться к участию. Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта. 

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия:

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.

    450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ.

«Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).

Особенности исполнения и расторжения государственного контракта – вебинар в Школе электронных торгов

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту.

Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95).

Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95).

Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95).

Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт — аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше.

Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст.

715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Особенности исполнения и расторжения государственного контракта – вебинар в Школе электронных торгов

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок.

Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).

Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. «Управление государственными и муниципальными закупками». Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов. 

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/171

Юриста слово
Добавить комментарий