Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет заказчикам заключать энергосервисные контракты для повышения энергоэффективности при закупках энергетических ресурсов и продукции естественных монополистов.

Исполнитель по энергосервисному контракту за свой счет принимает меры для повышения энергоэффективности и энергосбережения на объектах заказчика. Оплату по такому контракту заказчик проводит за счет сэкономленных от энергосервиса средств.

Определить исполнителя по такому договору нужно по итогам отдельной процедуры определения поставщика. Она проводится в общем порядке, но есть особенности в части подготовки к процедуре и определения НМЦК.

Что такое энергосервисный договор

Энергосервисный договор — соглашение, по которому исполнитель берет на себя обязательства организовать и провести мероприятия, которые позволят заказчику более рационально и экономично использовать потребляемые ресурсы.

Такой договор можно оформить в виде самостоятельного соглашения или в виде договора поставки энергоресурсов, который будет содержать условия энергосервиса (ст. ст. 19, 20 Закона об энергосбережении).

Как составить энергосервисный контракт

Общие требования энергосервисного договора установлены Законом об энергосбережении для всех заказчиков. Чтобы соблюсти эти требования, включите в договор следующие обязательные условия (ч. 2 ст. 19 Закона об энергосбережении):

условие о величине энергоэкономии;

условие о сроке действия договора.

Кроме того, включите в договор дополнительные условия. Перечень таких условий открыт, вы можете менять их и дорабатывать на свое усмотрение. К ним относятся (ч. 3 ст. 19 Закона об энергосбережении):

обязанность исполнителя согласовывать режимы использования энергетических ресурсов (температурный режим, уровень освещенности и т.д.);

обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета;

условие об определении цены договора исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.

Особенности заключения энергосервисных договоров (контрактов) в рамках Закона N 44-ФЗ

Энергосервисный договор (контракт) по Закону N 44-ФЗ — всегда отдельный документ: госзаказчику нельзя объединять энергосервис с договорами поставки ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Вы вправе заключить энергосервисный контракт только при закупке определенных ресурсов и услуг. К ним относятся (ч. 1 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);

услуги по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения;

поставка электроэнергии, мазута, угля, поставка топлива для выработки энергии.

Источником финансирования энергосервисного контракта являются средства, запланированные на поставку энергоресурсов, но заключить вы его можете, только если в предыдущем году несли расходы на энергоресурсы.

Дело в том, что для расчета НМЦК вам понадобятся сведения о фактических расходах, и, если таковых не было, вы не можете заключить энергосервисный договор (п. 3 ст. 72 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 05.09.

2016 N Д28и-2379).

Заказчикам по Закону N 44-ФЗ при подготовке энергосервисного контракта кроме общих требований к государственному контракту нужно учитывать ряд обязательных положений, установленных ст. 108 Закона N 44-ФЗ, и утвержденных правительством Требований к энергосервисному контракту.

Включите в проект энергосервисного контракта следующие условия:

перечень мероприятий, которые предстоит провести исполнителю контракта. Включайте подробные технические описания и сроки выполнения (п. 1 Требований к энергосервисному контракту);

условия о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика (п. 2 Требований к энергосервисному контракту);

размер экономии энергетического ресурса в целом и доли размера экономии за определенные периоды (п. п. 3, 4 Требований к энергосервисному контракту);

механизм распределения дополнительной экономии между заказчиком и исполнителем (п. 10 Требований к энергосервисному контракту);

начальный и конечный сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения ее долей (от одного месяца до года) (п. 11 Требований к энергосервисному контракту);

сроки оплаты заказчиком долей размера экономии (п. 13 Требований к энергосервисному контракту);

неустойку (штраф, пени) за недостижение исполнителем размера экономии или ее доли (абз. 1 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);

неустойку (штраф, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате контракта (абз. 2 п. 17 Требований к энергосервисному контракту);

условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, которое будет установлено в ходе исполнения контракта. Используйте Рекомендации Минфина России по этому вопросу (п. 19 Требований к энергосервисному контракту);

условие о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты исполнителем (п. 20 Требований к энергосервисному контракту);

условие о том, что процент экономии, который подлежит оплате исполнителю, не может изменяться. Данное условие устанавливайте только в контрактах, заключаемых по результатам конкурентных процедур определения поставщика (ч. 15 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Дополнительно при подготовке энергосервисного контракта используйте Методические рекомендации, утвержденные Минэкономразвития России.

Как заключить энергосервисный контракт по Закону N 44-ФЗ

Для того чтобы заключить энергосервисный контракт, вам предстоит провести процедуру закупки в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ, с учетом некоторых особенностей в процессе подготовки.

Перед организацией определения поставщика вам предстоит провести подготовительные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении — обязательное энергообследование (п. 7 ст. 2, ст. 16 Закона об энергосбережении).

Результаты обследования, подлежащие включению в энергетический паспорт, помогут вам обосновать экономию, НМЦК и в целом сформировать документацию и проект контракта.

Впоследствии вы можете передать сведения энергетического паспорта исполнителю контракта.

Кроме того, убедитесь, что предстоящая закупка запланирована в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в противном случае вам грозит штраф.

Выберите способ определения поставщика

Для заключения энергосервисного контракта проведите любую из конкурентных процедур.

Электронный аукцион

Определите ОКПД2 объекта закупки и сверьтесь с федеральным и региональным аукционными перечнями: если код есть в одном из этих перечней, значит вы обязаны провести именно электронный аукцион. Победителем станет предложивший наиболее выгодную цену.

Конкурс

Если же в предмет закупки не попали работы или услуги из аукционного перечня, проводите конкурс на заключение энергосервисного контракта. Это позволит вам сравнивать участников не только по ценовым, но и по качественным и квалификационным критериям.

Запрос котировок

Эта процедура позволит заключить энергосервисный контракт несколько быстрее, чем торги, однако учитывайте значительные ограничения: НМЦК — до 500 тыс. руб., годовой объем — не больше 10% СГОЗ и не более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

Рассчитайте НМЦК

НМЦК определите с учетом фактических расходов на энергоресурсы за прошлый год.

Рассчитайте по формуле:

Даже если срок исполнения меньше одного года, используйте целый год для расчета. Если в рамках одного контракта вам понадобится расчет по нескольким тарифам, определяйте стоимость единицы ресурса как средний показатель стоимости всех ресурсов. Такие особенности определения НМЦК установлены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636.

Помимо НМЦК выберите одно из условий расчетов, которые впоследствии повлияют на содержание заявок участников и цену, по которой будет заключен контракт (ч. 3 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

фиксированный размер экономии заказчика (в денежном выражении) и ее максимальный процент, который может быть уплачен исполнителю;

Пример формулировки условия

«Размер экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов должен составить 1 000 000 руб.

Оплата исполнителю составит не более 80% экономии».

минимальный размер экономии заказчика и ее фиксированный процент, подлежащий уплате исполнителю;

Пример формулировки условия

«Размер экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов должен составить не менее 1 000 000 руб.

Оплата исполнителю составит 80% экономии».

минимальный размер экономии заказчика и ее максимальный процент, который будет выплачен исполнителю.

Пример формулировки условия

«Размер экономии расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов должен составить не менее 1 000 000 руб.

Оплата исполнителю составит не более 80% экономии.»

Сформируйте извещение и документацию

Общие требования извещения перечислены в ст. 42 Закона N 44-ФЗ, применяйте их при составлении извещения о закупке энергосервиса с учетом особенностей выбранного вами способа определения поставщика.

Вне зависимости от способа определения поставщика укажите в документах:

предельный размер расходов, связанных с исполнением контракта. Данное условие устанавливайте при желании (ч. 5 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

обеспечение исполнения контракта в размере от 5% до 30% от процента экономии, подлежащего оплате исполнителю в соответствии с выбранным условием расчетов (ч. 16 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

порядок предоставления доступа к объектам энергосервиса. Учтите, что обеспечить свободный доступ потенциальных участников закупок к объектам энергосервиса — ваша обязанность (п. 1 Требований к энергосервисному контракту);

указание на то, что затраты на составление заявки на участие в закупке не компенсируются заказчиком (п. 2 Требований к энергосервисному контракту).

Если проводите конкурс или запрос котировок (запрос котировок в электронной форме), включите в документацию или извещение требование о предоставлении участником в составе заявки одного из следующих предложений (ч. 6 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

о цене контракта или проценте экономии, если установили условия расчетов по фиксированному размеру экономии;

о сумме в виде разницы между НМЦК и предложенной экономией в денежном выражении, если установили условия расчетов по минимальной экономии, и фиксированном проценте оплаты. В этом случае участник фактически предлагает заказчику размер экономии, который будет достигнут;

о сумме в виде разницы между НМЦК и предложенной экономией в денежном выражении, уменьшенной на предложенный участником процент экономии в стоимостном выражении, если установили расчеты по минимальной экономии, и максимальном проценте оплаты. В этом случае участник предлагает и размер экономии, и причитающийся ему процент.

Если установили одно из последних двух условий, комиссии предстоит оценивать по критерию не «цена контракта», а «предложение о сумме». Рассмотрение и оценка в соответствии с таким критерием осуществляются в общем порядке, предусмотренном для ценовых критериев (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

В документации об электронном аукционе установите, что аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей (ч. 10 ст. 108 Закона N 44-ФЗ):

цена контракта или процент экономии, если установили условия расчетов по фиксированному размеру экономии;

сумма, определяемая как разница между НМЦК и предложенной участником экономией в денежном выражении, если установили условия расчетов по минимальной экономии и фиксированному проценту оплаты;

сумма в виде разницы между НМЦК и предложенной участником экономией в денежном выражении, уменьшенной на предложенный участником процент экономии в стоимостном выражении, если установили расчеты по минимальной экономии и максимальному проценту оплаты.

Победителем аукциона будет признан участник, предложивший меньшую цену контракта, а при проведении аукциона путем снижения последних двух показателей победителем станет участник, предложивший наименьшую сумму (ч. 11 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

 Проведите процедуру и заключите контракт

Проводите процедуру закупки в соответствии с общими положениями Закона N 44-ФЗ, все необходимые особенности были учтены при подготовке и организации определения исполнителя.

Энергосервисный контракт заключается в общем порядке после включения в проект контракта информации о победителе закупки (ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Цену контракта укажите в зависимости от того, какое установили ранее условие расчетов (ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Пример расчета цены контракта по фиксированному размеру экономии

Вы установили, что экономия по энергосервисному контракту составит 200 000 руб. и процент экономии, который причитается исполнителю, не должен превышать 80%. Участник при проведении процедуры предложил выполнить энергосервис за 60% экономии. Цена контракта составит 120 000 руб. (200 000 x 0,6).

Пример расчета цены контракта по минимальной экономии и фиксированном проценте оплаты

Вы установили минимальную экономию по энергосервисному контракту в 200 000 руб., и 80% от такой экономии причитается исполнителю.

Участник при проведении процедуры предложил экономию в размере 230 000 руб. Цена контракта составит 184 000 руб. (230 000 x 0,8).

Пример расчета цены контракта по минимальной экономии и максимальном проценте оплаты

Вы установили минимальную экономию по энергосервисному контракту в 200 000 руб., и процент экономии, который причитается исполнителю, не должен превышать 80%.

Участник при проведении процедуры предложил экономию в размере 230 000 руб., и за свои услуги запросил 70% от этой экономии. Цена контракта составит 161 000 руб. (230 000 x 0,7).

При заключении контракта включите в него показатели экономии в натуральном выражении: рассчитайте их исходя из размера экономии и стоимости единицы каждого вида сэкономленного энергетического ресурса (ч. 14 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Заключайте контракт, в зависимости от формы определения поставщика, на электронной площадке или путем обмена бумажными документами.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/osobennosti-zaklyucheniya-energoservisnogo-kontrakta-po-zakonu-n-44-fz.html

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ (ст. 108)

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

В Законе о контрактной системе девяносто одна статья отведена тому как и когда необходимо закупать те или иные товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.

Количество подзаконных актов и других законов-постановлений-распоряжений всех органов власти сосчитать сложно. Казалось бы достаточно, но нет.

Сейчас мы приступаем к рассмотрению седьмой главы Закона и особенностям осуществления отдельных видов закупок.

С 01 января 2010 года государственные и муниципальные учреждения разных уровней были обязаны обеспечивать снижение потребления воды, газа, электричества, топлива. Установлена даже планка снижения – в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактического потребления 2009 года. То есть каждый год расход ресурсов должен был снижаться на три процента.

С начала 2011 года эти требования отнесли ко всем типам учреждений – бюджетным, казенным, автономным. Что делалось на практике заказчиками? Повсеместно были установлены счетчики потребления ресурсов. Во многих случаях, расход и оплата по счётчику, а не по норме, действительно помогли сэкономить бюджетные средства.

Что такое энергосервисный контракт

Это соглашение сторон, направленное на увеличение энергоэффективности. Целью такого соглашения является сокращение эксплуатационных расходов и энергосбережение ресурсов. Как правило, это долгосрочные контракты.

Потому что именно при длительном периоде взаимодействия можно ощутить бОльшую экономию и перенаправить её в нужное русло.

Но минусы таких контрактов не заставят себя долго ждать – очень трудозатратное и, порой, непредсказуемое планирование, сложности при расчёте рисков и эффективности контракта.

Энергосервисный контракт это право заказчика, он заключается отдельно от основных контрактов и распространяется на:

  • поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, относящихся к сфере действия субъектов естественных монополий;
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • оказание услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам и расценкам;
  • поставку электрической энергии, мазута, угля, топлива, используемых для выработки энергии.

Заключить энергосервисный контракт можно только по итогам торговой процедуры – конкурс, аукцион, запрос котировок. При подготовке документации о закупке необходимо указать начальную (максимальную) цену контракта. К расчёту берутся фактические расходы прошлых лет.

ПРИМЕР: за прошедший год фактический объём потребления электрической энергии составил 120 000 кВтч. Стоимость одного Квтч на дату размещения извещения о проведении закупки составляет 7 рублей 50 копеек. Срок исполнения контракта равен шести годам. При расчёте НМЦК получаем следующую формулу: 120 000 * 7,5 * 6. Итого НМЦК равна 5 400 000 рублей 00 копеек.

В том числе при подготовке документации о закупке необходимо указать расходы на поставку энергетических ресурсов с указанием количества и стоимости товаров, работ и услуг, а также одно из следующих условий:

  • фиксированный размер экономии денежных средств заказчика на поставку энергетических ресурсов и максимальный процент экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана цена энергосервисного контракта или процент экономии;
  • фиксированный процент экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов и минимальный процент экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана конкретная сумма, равная разнице между расходами заказчика и предлагаемой участником экономией расходов;
  • минимальный процент экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту. При подаче заявки на закупку или при торгах, участником должна быть указана сумма, равная разнице между расходами заказчика и экономией уменьшенной на стоимостную величину предложения участника.

При заключении контракта путем конкурса или запроса котировок заказчик обязывает участника закупки включить в свою заявку одно из вышеперечисленных предложений в отношении цены контракта. При закупке путём электронного аукциона торги идут путём снижения одного из указанных показателей.

Нормативная база:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ;

Источник: https://good-tender.ru/razbor/751-osobennosti-zaklyucheniya-energoservisnogo-kontrakta-po-44-fz-st-108

Оплата энергосервисного контракта осуществляется

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Энергосервисным контрактом (ЭСК) называется особая форма договоренности, при которой усилия направляются на то, чтобы сокращать эксплуатационные расходы.

Это делается путем увеличения энергоэффективности и перехода на энергосберегающие технологии. У такого контракта есть специфические особенности.

Ключевой момент – возмещение расходов инвестора за счет полученной экономии после возникновения эффекта от внедрения мер по энергосбережению.

Здесь проявляется одна из главных выгод заключения энергосервисного контракта. При работе по этой схеме заказчику не требуется осуществлять первоначальные вложения собственных средств или брать кредиты. Привлечением инвестиций обычно занимается энергосервисная компания. Отношения сторон регулирует 261-ФЗ.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

  • Бухгалтерский учет и налогообложение в управлении МКД (72 часа)
  • Для управляющих организаций — Управление многоквартирным домом управляющей организацией (72 часа)
  • Для жилищных объединений — Управление многоквартирным домом управляющей организацией (72 часа)

В энергосервисном договоре должны четко определяться параметры того, как будут экономиться энергоносители и в какие сроки реализуется проект по переходу на рельсы энергосбережения.

Плюсы работы по такой схеме очевидны. Однако есть в ней и минусы. Например, к проблемным моментам относится недостаточность нормативно-правовой базы для регулировки всех аспектов в таких отношениях.

Кроме этого, данная сфера испытывает недостаток:

  • четко прописанных механизмов контроля со стороны государства;
  • конкретики в полномочиях надзорных органов;
  • услуг в части страхования рисков на случай невыполнения контракта.

Особенности заключения энергосервисного контракта

Действующие законы определяют, кем устанавливаются требования к условиям ЭСК. Этим правом обладают правительственные органы. В специальных постановлениях определяются не только условия таких контрактов, но и особенности расчета начальных максимальных контрактных цен (НЦМК).

Заказчик при организации конкурса или аукциона, а также при запросе котировок должен указывать НЦМК и затраты на поставку каждого типа ресурсов с указанием их объема. Для расчета НЦМК используются подтвержденные расходы за прошлый год. Выше этой цифры цена быть не может.

Если энергосервисный контракт заключается на несколько лет, то стоимость умножается на соответствующую цифру.

Заказчик указывает также величину обеспечения исполнения ЭСК. Она выбирается из диапазона 5-30%.

В энергосервисном контракте экономия заказчика прописывается в натуральном выражении для каждого типа энергоресурсов. Расчет показателей происходит на основе первых трех пунктов статьи 108 44-ФЗ.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основе прописанной в нем экономии заказчика на энергоресурсах, а также процента этой экономии. Для расчета экономии используются расценки на энергоресурсы, актуальные для календарного отрезка, на котором действовал договор.

Определенные правительством требования к отдельным условиям энергосервисных контрактов заключаются в следующем:

  • необходим список мер по экономии энергии, причем для каждого мероприятия дается техническое описание со сроками исполнения;
  • расходы на выполнение подготовительных работ подающим заявки участникам не компенсируются;
  • исполнитель должен понимать величину экономии поставляемого энергоресурса;
  • требуется положение, в соответствии с которым исполнитель считается исполнившим свои обязанности по экономии в случае достигнутых или превышенных значений этой экономии относительно закрепленных в договоре показателей;
  • нужно учитыватПлюсы и минусы энергосервисных контрактов (договоров)ь факторы, влияющие на величину экономии и выполнение договорных обязательств. Прописывать надо все возможные моменты, в том числе, изменения помещений по площади и объему;
  • прописывается механизм, по которому стороны энергосервисного договора распределяют между собой дополнительно сэкономленные энергоресурсы;
  • указывается начальный и конечный срок прихода к той величине экономии, которая прописана в контракте.

При заключении энергосервисного контракта нужно учитывать долгосрочность его исполнения. В этой связи в договоре надо заранее решить следующие вопросы:

  • кто станет собственником конечных результатов при завершении проекта по повышению энергоэффективности;
  • как на любой из стадий реализации контракта будет происходить досрочное прекращение его исполнения, если оно потребуется;
  • какими правами будет обладать энергосервисная компания в части надзора за реализацией каждой из стадий проекта.

Плюсы и минусы энергосервисных контрактов (договоров)

Заключение ЭСК происходит на длительный срок. Из-за этой и других особенностей у таких контрактов появляются следующие преимущества:

  • энергосервисные компании заинтересованы в том, чтобы максимально увеличивать сбережения при выполнении долгосрочного контракта с ограниченными вложениями средств;
  • заказчик не несет финансовых рисков. Все риски по реализации проекта ложатся на исполнителя, он же дает гарантию финансовых сбережений;
  • заказчику не нужно вкладывать собственные средства. Финансирование происходит за счет энергосервисной компании, которая обычно прибегает к кредитованию. Выплата вознаграждения осуществляется из «гарантированных сбережений».

Заключение энергосервисного контракта связано с определенными рисками для исполнителя. В том числе, он рискует получить от заказчика неполную или не соответствующую действительности информацию как на стадии энергоаудита, так и в процессе эксплуатации. Это может привести к неисполнению в будущем прописанных в договоре обязательств. Следствием окажется лишение вознаграждения.

Еще один существенный риск заключается в отсутствии у заказчика нужной квалификации для эксплуатации энергосберегающего оборудования. Это может привести к его недостаточно эффективной работе и даже выходу из строя. И последний касающийся рисков момент заключается в невозможности спрогнозировать платежеспособность заказчика в рамках долгосрочного энергосервисного контракта.

Для объективного понимания сути ЭСК приведем перечень проблем, с которыми сталкиваются заключающие их стороны:

  • методики, по которым измеряется и рассчитывается энергосберегающий эффект, сложно разрабатывать и согласовывать;
  • реальный эффект от внедрения энергосберегающих технологий трудно отделить от влияния внешних факторов;
  • в бюджетной сфере сложно заключать контракты на многолетние периоды;
  • для финансирования энергосервисного договора непросто получить кредитные средства под небольшой процент. Если работа не даст большого эффекта, то значительная часть экономии уйдет банку в качестве оплаты за пользование его средствами;
  • экономические и финансовые риски объединяются с техническими, в результате чего сложнее привлечь кредитные ресурсы;
  • для ЭСК не разработаны типовые финансовые и страховые продукты;
  • потенциальные инвесторы не обладают достаточной квалификацией для того, чтобы оценить риски энергосервисного контракта на этапе принятия решения о его финансировании. Более того, для оценки экономических и технических рисков таких проектов не существует общепринятых методик;
  • низкая капитализация российских энергосервисных компаний не позволяет им привлекать долгосрочные займы. Банки не принимают ЭСК в качестве потенциального залога;
  • обязанности и поле деятельности исполнителя прописаны значительно детальнее и строже, чем заказчика;
  • государственные учреждения имеют годичный цикл финансирования, что усложняет построение длительных инвестиционных соглашений.

Заказчику тоже бывает достаточно сложно спрогнозировать результат из-за продолжительности договорного периода. Кроме этого, ему нужно четко знать объем потребляемых ресурсов. Даже если он рассчитан, необходимо учитывать непредвиденные факторы, например, изменение погоды или резкий рост количества потребителей.

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ (ст. 108)

В Законе о контрактной системе девяносто одна статья отведена тому как и когда необходимо закупать те или иные товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.

Количество подзаконных актов и других законов-постановлений-распоряжений всех органов власти сосчитать сложно. Казалось бы достаточно, но нет.

Сейчас мы приступаем к рассмотрению седьмой главы Закона и особенностям осуществления отдельных видов закупок.

С 01 января 2010 года государственные и муниципальные учреждения разных уровней были обязаны обеспечивать снижение потребления воды, газа, электричества, топлива. Установлена даже планка снижения — в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактического потребления 2009 года. То есть каждый год расход ресурсов должен был снижаться на три процента.

С начала 2011 года эти требования отнесли ко всем типам учреждений — бюджетным, казенным, автономным. Что делалось на практике заказчиками? Повсеместно были установлены счетчики потребления ресурсов. Во многих случаях, расход и оплата по счётчику, а не по норме, действительно помогли сэкономить бюджетные средства.

Энергосервисный контракт: что это такое, образец

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Энергосервисные контракты заключаются при закупках услуг по водоснабжению, водоотведению, подключению к сетям, на поставки тепла, газа. Предметом таких соглашений являются конкретные действия исполнителя, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: что это такое

Энергосервисный контракт – это особая форма договора, который направлен на экономию расходов по эксплуатации за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение. Особенности заключения таких контрактов установлены в ст. 108 Закона № 44-ФЗ.

Энергосервисный контракт не стоит путать с соглашениями на поставку товаров, которые относятся к сфере работы субъектов естественных монополий, на оказание услуг по снабжению водой, отведению воды, подключению к сетям, на поставки тепла, газа и т.д. Такие контракты заключаются отдельно.

НМЦ энергосервисного контракта определяется по расходам заказчика на закупку энергетических ресурсов в прошлом году. В закупочной документации заказчик прописывает НМЦК, включая свои расходы на поставки ресурсов по каждому товару, каждой работе или услуге с указанием их объема. Также в документацию вносят одно из следующих условий:

  • фиксированную сумму экономии заказчика, а также ее максимальный процент, который может быть уплачен исполнителю;
  • фиксированный процент экономии, который выплачивается исполнителю, а также минимальный размер такой экономии;
  • минимальный размер экономии заказчика, а также максимальный процент, который будет выдан исполнителю.

Заключение энергосервисного контракта в бюджетной сфере по 44-ФЗ

При составлении проекта энергосервисного контракта заказчик должен основываться на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованного в порядке, предусмотренном законом.

В закупочной документации указывают, каков предельный размер расходов по энергосервисному контракту. Если проводится конкурс или запрос котировок, в документации также прописывают дополнительные требования к заявке участника.

Она должна содержать одно из следующих предложений:

  • о цене контракта;
  • о разнице между расходами заказчика и экономией, которую предлагает участник;
  • о разнице между расходами заказчика и экономией, которая уменьшена на показатель, равный предложенному участником проценту экономии.

Критерием оценки заявок может быть любой из вышеперечисленных, то есть цена контракта или предложение о сумме. Если проводится аукцион, может снижаться один из следующих показателей:

  • цена контракта;
  • предложение о сумме как разнице между расходами заказчика и экономией, которую предлагает участник;
  • предложение о сумме как разнице между расходами заказчика и экономией, которая уменьшена на показатель, равный предложенному участником проценту экономии.

Оплата энергосервисного контракта по 44-ФЗ и экономия

Цена энергосервисного контракта по 44-ФЗ определяется в виде фиксированного процента экономии, который предложил поставщик. В тексте документа заказчик указывает экономию по каждому виду ресурсов, а также стоимость единицы товара, работы или услуги. Также указывается предложенный участником процент экономии. Он не может меняться в течение срока исполнения контракта.

Размер обеспечения контракта может составлять 5-30 процентов от:

  • максимального процента фиксированного размера экономии;
  • фиксированного процента минимального размера экономии;
  • максимального процента минимального размера экономии.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ оплачивается исходя из экономии, фактически сложившейся за время действия контракта.

Энергосервисный контракт в бюджетной сфере по 44-ФЗ: образец

Требования энергосервисного контракта установлены в постановлении Правительства РФ от 18.08.2010 № 636. В него должны быть включены:

  • перечень мероприятий, которые должен выполнить исполнитель;
  • условие об отсутствии компенсации участникам затрат, которые они понесли при подготовке предложения;
  • размер экономии ресурса;
  • стоимость единицы энергетического ресурса;
  • условие о том, что обязательство исполнителя по обеспечению экономии считается выполненным, если размер экономии по факту больше указанного в контракте;
  • порядок определения объема потребления энергетического ресурса;
  • факторы, влияющие на объем потребления энергетического ресурса;
  • механизм распределения дополнительной экономии сверх установленного контракта;
  • начальный и конечный срок достижения необходимой экономии.

Кроме того, в контракте должны быть прописаны сроки оплаты долей размера экономии. По закону, они могут быть в пределах 5-30 дней со дня окончания периода достижения экономии.

Как указать особые понятия энергосервисного контракта

Как и в других контрактах, в энергосервисном должна быть преамбула, предмет закупки, период оказания услуг и действия контракта, цена и график оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, а также разделы, связанные с обстоятельствами непреодолимой силы, разрешением споров, изменением и расторжением, реквизитами и подписями сторон.

Читать статью полностью

К обязанностям исполнителя относятся:

  • соблюдение техрегламентов, госстандартов, норм и правил, гигиенических нормативов;
  • соблюдение согласованных условий использования энергетических ресурсов.

В обязанности заказчика входят:

  • предоставление актуальных сведений об объекте;
  • содержание объекта;
  • обеспечение условий использования ресурсов;
  • допуск сотрудников исполнителя на объект.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: план закупок

Заключать энергосервисный контракт можно по итогам трех процедур: конкурса, электронного аукциона, запроса котировок. Информацию о закупке в любом случае нужно внести в план закупок, а затем и в план-график. Исключений для таких процедур не предусмотрено.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103223-qqq-18-m9-energoservisnyy-kontrakt

Как заключить энергосервисный контракт (договор): требования, оплата, образец. Плюсы и минусы энергосервисных контрактов

Особенности заключения энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Как заключить энергосервисный контракт/договор по 44 ФЗ? Кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в данном материале.

Энергосервисный контракт – что это такое?

Энергосервисным контрактом (ЭСК) называется особая форма договоренности, при которой усилия направляются на то, чтобы сокращать эксплуатационные расходы.

Это делается путем увеличения энергоэффективности и перехода на энергосберегающие технологии. У такого контракта есть специфические особенности.

Ключевой момент – возмещение расходов инвестора за счет полученной экономии после возникновения эффекта от внедрения мер по энергосбережению.

Здесь проявляется одна из главных выгод заключения энергосервисного контракта. При работе по этой схеме заказчику не требуется осуществлять первоначальные вложения собственных средств или брать кредиты. Привлечением инвестиций обычно занимается энергосервисная компания. Отношения сторон регулирует 261-ФЗ.

В энергосервисном договоре должны четко определяться параметры того, как будут экономиться энергоносители и в какие сроки реализуется проект по переходу на рельсы энергосбережения.

Плюсы работы по такой схеме очевидны. Однако есть в ней и минусы. Например, к проблемным моментам относится недостаточность нормативно-правовой базы для регулировки всех аспектов в таких отношениях.

Кроме этого, данная сфера испытывает недостаток:

  • четко прописанных механизмов контроля со стороны государства;
  • конкретики в полномочиях надзорных органов;
  • услуг в части страхования рисков на случай невыполнения контракта.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ

Заключение энергосервисного контракта осуществляется по результатам проведенного конкурса, электронного аукциона и запроса котировок. Это требование закреплено в статье 108 44-ФЗ. По тому же закону этот контракт заключается отдельно от договоров:

  • касающихся работы субъектов естественных монополий;
  • на водоснабжение, отведение стоков, подачу газа и тепла;
  • на подключение к инженерно-техническим сетям по регулируемым расценкам;
  • на поставку углеводородного топлива и электричества для выработки энергии.

Положения энергосервисного контракта могут вноситься в договоры, в соответствии с которыми покупаются, продаются, передаются и поставляются энергетические ресурсы. Договоры данного типа чаще всего заключают:

  • в сфере ЖКХ;
  • в бюджетной сфере;
  • в промышленности.
Юриста слово
Добавить комментарий