Охранные зоны

Охранные зоны линии электропередачи (ЛЭП)

Охранные зоны

Линии электропередач (ЛЭП) являются источником повышенной опасности для людей – как из-за риска получения травм от удара током и его последствий, так и из-за того негативного влияния на организм, которое оказывает электромагнитное поле. 

Поэтому по всей протяженности ЛЭП выделяют охранные зоны, на которых вводятся законодательные ограничения на ту или иную деятельность. Кроме того, эти ограничения обеспечивают безопасность самих ЛЭП от повреждений и возможность нормальной их эксплуатации.

Владельцами объектов электросетевого хозяйства являются сетевые организации.

Однако земельные участки, на которых располагаются ЛЭП, из-за большой протяженности последних редко являются собственниками таких участков. В результате охранные зоны ЛЭП становятся территорией с двойственным статусом.

С одной стороны, собственник сохраняет свои права на этот земельный участок и имеет право на совершение сделок с ним.

С другой стороны, использование таких участков ограничено законом и практически любое серьезное действие запрещено или требует согласования с сетевой организацией.

Дополнительная головная боль у владельца такого участка возникает из-за того беспорядка, который происходил при приватизации и распределении земельных участков.

Довольно часто охранные зоны никак не выделены, и на них уже имеются постройки, пользование которыми невозможно по санитарным нормам безопасности. Бывает, что муниципальные власти, выделяя участок в аренду под конкретные нужды, не учитывают, что предполагаемая деятельность запрещена в охранных зонах.

Правила

Порядок пользования земельными участками, через которые проходят охранные зоны, регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009г.

В этих правилах прописаны:

  • размеры и порядок выделения охранных зон;
  • действия, запрещенные в охранных зонах;
  • действия, для осуществления которых необходимо получить решение о согласовании от сетевой организации, а также порядок получения такого решения;
  • порядок обеспечения доступа сетевых организаций к ЛЭП для эксплуатационных и ремонтных работ, а также для устранения аварий.

Значительная часть Правил устанавливает ограничения для собственника земельного участка, однако есть и раздел, который определяет ответственность сетевой компании.

Так, закон обязывает сетевую компанию сообщать о плановых работах заранее, причем в письменной форме – собственник должен получить такое уведомление не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала плановых работ. А на сельскохозяйственных угодьях подобные работы и вовсе разрешены только после сбора урожая, либо если есть возможность провести работы без повреждения еще несобранных культур.

В случае проведения экстренных работ по предотвращению аварий или же их ликвидации, собственнику стоит знать, что сетевая компания обязана уведомить его в письменной форме не позднее 2 рабочих дней после начала таких работ.

Кроме того, собственник вправе требовать приведения земельного участка к первоначальному состоянию, а также выплаты компенсации за убытки, понесенные при проведении работ.

Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

Размер и границы охранных зон напрямую зависят от типа ЛЭП и способа ее прокладки. Существующие варианты установки ЛЭП:

  • воздушные, проходящий над землей и над поверхностью водоемов;
  • кабельные, проложенные под землей и под поверхностью воды.

Для воздушных линий границы охранной зоны определяются вертикальными плоскостями, находящимися на заданном расстоянии от крайних проводов. Полученный этими виртуальными плоскостями коридор и является охранной зоной. Расстояние в каждую из сторон от ЛЭП рассчитывается по классу ее напряжения.

Так, если проектное напряжение не превышает 1 кВ, эта величина равна 2 метрам, для более мощных ЛЭП расстояние увеличивается и составляет:

  •  до 20 кВ включительно – 10 метров;
  •  до 35 кВ – 15;
  •  до 110 кВ – 20.

Если линии проходят над водоемом, где нет судоходства, границы охранной зоны определяются точно так же.

Единственная разница — в этом случае в состав территории с особым статусом входит уже водная поверхность, а не земля. Для судоходных водоемов ширина охранной зоны устанавливается равной 100 метрам в каждую сторону, без привязки к классу напряжения.

Установление охранных зон

Обязанность устанавливать охранные зоны вокруг объектов сетевого хозяйства ложится на сетевые компании. Происходит такое установление по согласованию с Ростехнадзором.

Информация о границах охранных зон фиксируется в государственном кадастре недвижимости. Именно с момента появления записи в документах кадастрового учета эти зоны считаются установленными, а земля под ними получает обременения.

В документах на землю (например, кадастровый паспорт) наличие охранной зоны и соответствующих этому факту обременений земельного участка также должно быть прописано.

При отсутствии записей об охранной зоне в документах на земельный участок его собственник может обжаловать ее установление или потребовать компенсацию за ущемление своих прав на собственность.

Кто будет ответчиком в подобной ситуации, зависит от того, когда была зарегистрирована охранная зона – при нынешнем собственнике, или же до него.

В последнем случае ответственность несет предыдущий собственник. Если же охранная зона была выделена уже при нынешнем собственнике, необходимо выяснять, почему он не был поставлен об этом в известность.

Маркировка границ охранных зон также относится к обязанностям сетевых организаций. В случае с воздушными ЛЭП такая маркировка создается с помощью табличек, которые располагаются на опорах через каждые 250 метров.

В числе прочего, на этих знаках должно быть указание ширины охранной зоны и информации о владельце ЛЭП, включая телефон для связи.

Отсутствие подобной маркировки также может стать поводом для претензии к сетевой компании.

В охранной зоне лэп (вл) запрещается

законом установлен запрет на совершение в охранных зонах лэп любых действий, которые могут привести к нарушению безопасной работы лэп, а также повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей или иного ущерба. нельзя совершать следующие действия:

  • бросать на лэп любые посторонние предметы (сюда относятся и случайные попадания воздушных змеев или летательных аппаратов);
  • забираться на опоры воздушных линий, а также проникать на огороженные территории объектов электросетевого хозяйства;
  • загораживать уже существующие проходы и подъезды, обеспечивающие доступ к объектам электросетевого хозяйства;
  • сбрасывать тяжелые грузы (свыше 5 тонн), производить работы, в которых используются ударные механизмы;
  • сливать в почву разъедающие или коррозионные вещества, которые могут повредить основания опоры воздушных линий;
  • устраивать свалки и сжигать мусор.

кроме того, в пределах охранных зон лэп высокого и среднего напряжения (то есть свыше 1 кв) существует еще ряд запретов, в том числе на:

  •  размещение спортивных и детских площадок;
  •  проведение любых мероприятий, где запланировано большое скопление людей.

ограничения в использовании участков, попадающих в охранную зону лэп

помимо действий, которые запрещено проводить вообще, есть целый список потенциально возможной деятельности, на которую необходимо получать разрешение. сюда относятся:

  •  любое строительство, а также капитальный ремонт уже существующих сооружений, их реконструкция или снос;
  •  высадка деревьев, кустарников или, напротив, их вырубка;
  •  горные и взрывные работы;
  •  работы, могущие вызвать затопление земель, например, мелиоративные;
  •  полив земельного участка струей воды, высота которой может оказаться выше 3 метров;
  •  проезд машин, механизмов, а также использование сельскохозяйственных машин, максимальная высота которых составляет более 4,5 метров.

как видно из списка запрещенных или требующих согласования действий, земельные участки с подобным применением довольно трудно использовать.

жилые и торговые площади разместить на таких участках будет проблематично и небезопасно, поэтому обычно такие участки используют под сельхозугодья или огород (в случае небольших наделов для частных лиц).

для получения разрешения на работы собственнику или пользователю земельного участка необходимо обратиться в сетевую организацию.

запрос должен подаваться не позднее, чем за 15 дней до начала работ. при этом к запросу должны прилагаться документы, уточняющие детали работ, например, проектная документация на объект строительства.

сетевой организации дается два дня на рассмотрение поданной заявки, после которого она должна дать положительный или отрицательный ответ. отказ должен быть обоснован существующими законодательными нормами. в случае немотивированного отказа (или же отказа по причинам, которые не являются поводом для него), его можно обжаловать в судебных инстанциях.

если собственник или арендатор земельного участка с охранной зоной лэп совершит действия, подпадающие под запрет, он несет наказание в соответствии с законодательством рф.

обычно это административные наказания за повреждения электрических сетей.

так, если совершенные действия повлекли перерыв в обеспечении электроэнергией, то правонарушителю могут выписать штраф (от 5 до 10 мрот для физического лица и 100 – 200 мрот для юридического). однако если совершенные действия нанесли ущерб здоровью или повлекли смерть человека, нарушение перейдет уже в разряд уголовных.

отдельный вопрос возникает, если собственник земли самовольно построил на территории охранной зоны какую-либо постройку. при обнаружении подобного нарушения суд может постановить перенести или снести данное строение, причем все расходы лягут на собственника

. однако можно попытаться получить согласование на эту постройку у сетевой компании в досудебном порядке. если расположение и конструкция строения отвечает правилам электробезопасности, его могут оставить.

опасность проживания вблизи лэп

Может показаться, что Правила установления охранных зон направлены в основном на защиту объектов электросетевого хозяйства. Но изначально границы охранных зон определялись исходя из опасности воздействия ЛЭП на здоровье человека.

Электрическое поле крайне негативно влияет на человеческий организм. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая и нервная системы. Однако влияние это сказывается только при длительном нахождении. Кратковременное пребывание вблизи линий ЛЭП достаточно безопасно, хотя есть люди с высокой чувствительностью, которые могут почувствовать себя плохо даже при недолгом нахождении рядом с ЛЭП.

Также бывают виды аллергий, при которых у человека при воздействии электрического поля высокого значения может начаться реакция наподобие эпилептической.

Безопасное расстояние, на котором возможно длительное пребывание людей без вреда для их здоровья, определяется как то, на котором уровень напряженности электрического поля не превышает 1 кВ/м. Именно так рассчитывают границы охранных зон воздушных ЛЭП в зависимости от проектного напряжения.

Однако владельцу земельного участка, по которому проходит охранная зона воздушной ЛЭП, не стоит думать, что за пределами этой зоны он находится в полной безопасности.

Дело в том, что приведенные расчеты учитывают только электрическое поле. А большинство ЛЭП проводят переменный ток промышленной частоты, следствием чего является возникновение электромагнитного поля.

В России исследования на тему воздействия магнитных полей на человеческий организм не проводились, однако результаты зарубежных опытов и наблюдений показали, что магнитное поле оказывает негативное влияние на здоровье человека, вызывая расстройства нервной и иммунной системы, а также повышая риск возникновения онкологических заболеваний.

При этом безопасные расстояния от ЛЭП, на которых можно длительное время находиться без вреда для своего здоровья, в несколько раз превышают установленные санитарные нормы.

Отсюда следует, что любые территории, где проходят ЛЭП, небезопасны для проживания. При этом наносимый вред не будет заметен сразу, а будет накапливаться и приводить к ухудшению здоровья постепенно.

Создание охранной зоны ЛЭП является действием, направленным на повышение безопасности всех сторон. И нарушение правил, действующих в отношении этой зоны, может привести к неприятным последствиям не только для кошелька нарушителя, но и для его здоровья и даже жизни.

Поскольку использование земли с таким обременением весьма ограничено, можно посоветовать избегать приобретения подобных участков.

При покупке земли необходимо внимательно изучить кадастровые документы на нее, а при возможности осмотреть участок лично – незанесенная в документы ЛЭП может оказаться впоследствии крайне неприятным сюрпризом, который отравит дальнейшее пользование купленной территорией.

Если же подобная ситуация все-таки произошла, стоит попытаться договориться с сетевой компанией о переносе ЛЭП за пределы участка. Однако надо понимать, что подобные мероприятия весьма затратны, и может понадобиться решение суда о переносе, если установка ЛЭП была проведена с нарушениями.

Источник: http://moidom911.ru/soveti/oxrannye-zony-linii-elektroperedachi-lep.html

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года

Охранные зоны

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

К сожалению, действующее российское законодательство достаточно разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит к вопросам установления и регулирования правового режима зон с особыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, что категория “зоны с особыми условиями использования территории” раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

В настоящем пособии использован общий подход в раскрытии правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории, с помощью которого можно выявить не только общее и особенное в регламентации указанных вопросов, но и существующие правовые пробелы и возможные коллизии.

I. Общая характеристика зон с особыми условиями использования территории

К сожалению, действующее российское законодательство достаточно разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит к вопросам установления и регулирования правового режима зон с особыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, что категория “зоны с особыми условиями использования территории” раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Так, в соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий имеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, согласно которому порядок установления и создании защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

В силу требований ст.56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.

Лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель, осуществляется возмещение убытков.

В соответствии с ч.3 ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, определяется:

– Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

– органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

В настоящем пособии использован общий подход в раскрытии правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории, с помощью которого можно выявить не только общее и особенное в регламентации указанных вопросов, но и существующие правовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режим зоны с особыми условиями использования территорий предполагает наличие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ее установления;

2) особый объект охраны;

3) особый субъектный состав, их правовой статус;

4) ее размеры и границы;

5) процедуру и порядок ее установления;

6) размещение опознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупность требований, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности:

– особенности использования земельных участков;

– особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на ее территории;

– запреты и ограничения;

8) юридическую ответственность за нарушение установленных требований.

2.1. Охранные зоны объектов электроэнергетики

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420217258

Охранная зона ЛЭП: назначение, размеры, нормативные документы

Охранные зоны

Практически все владельцы земельных участков, через которые проходят провода воздушных высоковольтных линий, задаются вопросом о связанных с этим ограничениях.

Мы подготовили информационную подборку, дающую представление о том, что представляет собой охранная зона ЛЭП и ее основные назначения.

Помимо этого будут приведены выдержки из нормативных документов, с указанием обременений для пользователей или владельцев участков, расположенных на пути прохождения воздушных и подземных электромагистралей.

Что называется охранной зоной воздушной ЛЭП?

По сути, это условный пространственный коридор, внутри которого расположена ВЛ (воздушная линия). Высота коридора равна длине опоры ЛЭП, а ширина охранной зоны определяется расстоянием от двух вертикальных проекций от внешних проводов (h на рис.1).

Наглядное представление охранной зоны

Характерно, что ширина зоны ЛЭП, при ее прохождении над водной поверхностью, больше чем на суше. Подробно о размерах охранных зон будет рассказано в разделе об их границах установления.

Подобные санитарно-защитные зоны предусматриваются и для других электросетевых объектов, например, электрических подстанций и подземных КЛЭ (кабельные линии электропередач).

Охранная зона КЛЭ

Обозначения:

  • H – Глубина залегания подземной электромагистрали.
  • L – Расстояние от электромагстрали до края зоны отчуждения.

Назначение охранных зон ЛЭП

Основная задача введения подобных ограничений предотвратить прямые и косвенные факторы негативного воздействия электрического тока на человеческий организм.

К первым относятся поражения электротоком при непосредственном контакте с проводом ВЛ или от шагового напряжения.

При обрыве провода вероятность таких последствий довольно велика, поэтому для электромагистралей устанавливается зона отчуждения определенных размеров.

Под косвенными факторами подразумевается пагубные воздействия электрополя высокой напряженности.

Еще в прошлом веке была установлена причастность электромагнитных излучений к развитию различных патологий в человеческом организме.

У тех, кто проживает в зоне отчуждения ЛЭП, более подвержен риску развития дисфункций ЦНС, сердечнососудистых патологий, нарушений нейрогормональной регуляции и т.д.

По мере удаления от электромагистралей интенсивность электрополей в охранной зоне снижается, соответственно, уменьшается и их негативное воздействие.

Диаграмма распространения электромагнитных излучений возле опоры ЛЭП с напряжением 330-500 кВ

Классификация охраняемых территорий с ЛЭП

Для электросетевого хозяйства принята следующая классификация охранных коридоров:

  • Отчуждение территории вдоль ВЛ, проложенных по суше. Принцип разграничения был рассмотрен выше (см. рис. 1).
  • Территории вдоль подземных КЛЭ (см. рис. 2).
  • Отчуждение пространства возле подводных КЛЭ. Коридор ограничивается вертикальными плоскостями, условно расположенных на расстоянии 100,0 м по обе стороны кабеля, поверхность воды считается верхней границей.
  • Охранные коридоры при пресечении ЛЭП водного пространства. В данном случае ширина коридора зависит от того, является ли судоходным участок водной поверхности, если да, то расстояние от внешнего кабеля до границы – 100,0 м. В противном случае ширина рассчитывается как для суши.
  • Радиус охранной зоны трансформаторных подстанций. Защитный радиус устанавливается исходя из принадлежности к определенному классу напряжения, потолком считается высшая точка объекта сетевого хозяйства.

Санитарные нормы и правила деятельности и нахождения человека в зоне ЛЭП

Согласно правилам СНиП, установлена определенная зависимость между классом напряженности линий электропередач и размером охранной зоны вокруг ЛЭП. Помимо этого санитарными правилами четко указывается какое расстояние считается допустимым между ЛЭП и жилыми зданиями или другими хозяйственными объектами.

Безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с мощностью ЛЭП, согласно санитарным нормам допустимый уровень напряженности не должен превышать 1,0 кВ/м. Ниже приведена таблица, с действующими нормами. Наглядно зависимость зоны отчуждения от мощности ВЛ показана на рисунке.

Безопасное расстояние от ЛЭП, в зависимости от класса напряженности

Помимо санитарных норм необходимо учитывать требования ПУЭ, имеет смысл рассмотреть их детально.

Требования ПУЭ

В 7-й редакции (р. 2 гл. 2.5) указаны следующие нормы:

  • Если ВЛ 0,4 кВ – 1 кВ располагается параллельно газопроводу, то расстояние между ними должно превышать высоту электроопоры. В тех случаях, когда магистрали пересекаются, над газопроводом устанавливается незаземленный защитный навес (экран), предохраняющий трубопровод в случае обрыва ЛЭП. Ширина экрана должна выступать за проекцию внешней магистрали ЛЭП на дистанцию, зависящую от класса напряженности:
  • Для ВЛ 20,0 кВ – 3,0 метра.
  • ВЛ 35,0 кВ – 110,0 кВ – 4,0 м.
  • 150,0 кВ – 4,50 м.
  • 220,0 кВ – 5,0 м.
  • 330,0 кВ – 6,0 м.
  • 500 кВ – 6,50 м.
  • Поскольку допускается прохождение ЛЭП над некоторыми видами нежилых зданий (цеха, склады и т.д.), расстояние между ними и внешними воздушными линиями считаются безопасными в следующих случаях:
  • 20,0 кВ – не менее 2-х метров.
  • 35,0-110,0 кВ – от 4-х м.
  • 150,0 кВ > 5,0 м.
  • 220,0 кВ и более – 6,0 м.

При этом существуют ограничения, согласно которым в зонах отчуждения запрещается строительство школ, детских садов, спортивных площадок, а также других объектов с массовым пребыванием людей.

  • ЛЭП запрещается проводить над жилыми объектами, единственное исключение – линии ввода.
  • Между ЛЭП и расположенной параллельно дорогой допустимо расстояние не менее Х+5 м, где Х – высота электроопоры. В тех случаях, когда линии пересекают автодорогу, относящуюся к 1-й категории, требуется установка анкерных опор.
  • Если электромагистрали проходят рядом с технологическими объектами, где хранятся или используются взрывоопасные или пожароопасные вещества (например, АЗС), то допустимое расстояние определено полуторной высотой электроопоры.
  • Высота ЛЭП от земли определяется классом напряженности последней и типом местности, допустимые расстояния приведены ниже.

Допустимые расстояния от проводов до земли

Обратим внимание, что в населенных пунктах, увеличено допустимое расстояние от проводов до земли. Подробную информацию об этом можно найти в ПУЭ последней редакции.

Какая деятельность запрещена?

В зоне отчуждения недопустимо производить действия способные нарушить безопасное функционирование сетевого хозяйства и стать причиной создания нештатных ситуаций различных степеней сложности. К таковым действиям относится:

  • Забрасывание на ВЛ посторонних предметов, а также их размещение на столбах и опорах электрических сетей.
  • Возводить строения, перекрывающие доступ к подстанциям, опорам или другим электросетевым объектам или же загромождать различными предметами пути прохода и подъезда.
  • Запускать летучие змеи, дроны или другие летательные аппараты.
  • Входить внутрь огражденной зоны и зданий электросетевого хозяйства (трансформаторные или распределительные подстанции и т.д.).
  • Разводить костры в охранных зонах ВЛ, подземных КЛЭ или других объектов элетрохозяйства.КЗ на землю из-за разведенного под ЛЭП костра.
  • Организовывать мусорные полигоны или свалки в зонах отчуждения, сливать ГСМ или едкие вещества, сбрасывать высокотонажный груз.
  • Использовать трал или производить сброс якоря рядом сподводным ЭЛК.
  • Проход водного транспорта с палубной надстройкой или другим механизмом выше допустимого размера и т.д.

Запрещено устраивать свалку в охранной зоне ЛЭП

Получение разрешения на проведения работ

Приведем перечень работ, для которых необходимо получить письменное разрешение на допустимость их выполнения в коридоре безопасности:

  • Проведение любых строительных работ.
  • Изменение ландшафта , затопление, мелиорация участка или другие террапреобразования.
  • Валка леса, вырубка кустарников или отдельных деревьев, в том числе и фруктовых, а также их посадка.
  • Проведение земляных работ на глубину, превышающую 30 см или 45 см на вспахиваемой почве (возле подземных КЛЭ).
  • Углубление дна водоемов и ловля рыбы, в том числе и промышленная (в охранной зоне подводной КЛЭ).
  • Прохождение водного транспорта, если между проводами электролиний и судном (в самой высокой точке) расстояние менее допустимой нормы. При этом в расчет необходимо принимать загруженность судна, также текущий уровень воды.
  • Проезд автотранспорта и спецтранспорта или провоз габаритного груза под ВЛ, если расстояние от дорожного полотна до высшей точки транспортного средства выходит за установленные пределы (как правило, это 4,50 м).

При высоте транспорта более 4,5 м проезд под ЛЭП должен быть согласован

Порядок установления границ и размера охраняемой зоны ЛЭП

В нормативных документах указывается, что устанавливаться охранные зоны должны на всех электросетевых объектах в соответствии с текущими правилами безопасности.

Согласование границ коридоров безопасности производится электрокомпанией, в чьей собственности находятся электросетевые объекты. Контроль над этой процедурой возложен на местные органы управления, занимающиеся энергетикой. Поданные заявки на установку зон отчуждения рассматриваются на протяжении не более 15-ти рабочих дней, после чего составляется соответствующий акт.

По завершении описанной выше процедуры подается заявление в федеральную структуру, отвечающую за ведение кадастра. После рассмотрения заявки сведения об таких охранных коридорах вносятся в кадастр, после чего установление считается состоявшимся.

Ограничения.

Участки, через которые проходят ЛЭП не подлежат изъятию, но на их использование накладывается ряд обременений, необходимых для обеспечения безопасной работы энергосистем. К таковым ограничениям использования относится строительство объектов, производство определенных работ и другие действия, предусмотренные Правилами.

Владельцы или собственники таких участков вправе их продавать или сдавать в аренду.

Наличие обременений обязательно должно быть внесено в документы, подтверждающие право собственности. В качестве такового может выступать кадастровый паспорт или другой документ подтверждающий право собственности.

Основным ограничением в данном случае является запрет на возведение жилья. При получении соответствующего разрешения можно строить под ЛЭП хозяйственные объекты.

Нарушение требований обременения влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафов, в установленных Законом размерах. Для физлиц это сумма соответствует 5-10 размерам минимальной зарплаты.

Юридическим лицам придется заплатить штраф в размере 100-200 минимальных зарплатных ставок.

Источник: https://www.asutpp.ru/ohrannaja-zona-ljep.html

Градостроительство — Охранные зоны наружных инженерных сетей

Охранные зоны

Состав и расстояния от объектов строительства до инженерных коммуникаций т.е. охранные зоны —  определены в СНиП 2.07.01-89*, актуальная действующая редакция этого СНиПа — СП 42.13330.2011. Собственно из этого СНиПа следует:

Охранная зона бытовой канализации

Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.

Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра.

При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.

Охранная зона водопровода

Охранная зона водопровода  — 5 метров от фундамента объекта до сети. Охранная зона от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода — 3 метра.

Кроме того, из СП 42.133330.2011 Таблица 16 (подробнее см.ниже), можно подчерпнуть следующие сведения, касающиеся прокладки водопровода и канализациионных труб:

«2. Расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцентных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200мм — 1.5 , диаметром свыше 200мм — 3; до водопровода из пластиковых труб — 1,5. 

Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5м.» 

Охранная зона тепловых сетей

Минимальная охранная зона тепловых сетей от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки, до фундамента здания — 5 метров.

Охранная зона кабелей и сетей связи

Охранная зона силовых кабелей всех напряжения и кабелей связи от сети до фундамента здания или сооружения — 0,6 м.

А вот и сама таблица — её первая часть:

 Охранная зона ЛЭП

Действующие правила по определению охранной зоны для ЛЭП определены согласно постановлению №160 правительства РФ от 24го февраля 2009го года.  И в общем случае гласят, что охранной зоной для воздушной ЛЭП является вертикальная плоскость на заданном расстоянии от крайних проводов силовой линии.

Само же расстояние меняется в зависимости от мощности линии и определено в Приложении.

  Согласно пункту а) этого приложения — для воздушных линий в зависимости от мощности они будут составлять:

до 1 кВтдо 12 метров
1-20 кВт10 метров
35 кВт15 метров
110 кВт20 метров
150-220 кВт25 метров
300-500 кВт30 метров
750 кВт40 метров
1150 кВт55 метров

Впрочем, согласно того же пункта, если силовые линии проложены в границах населенных пунктов под тротуаром то:

  • до 1 кВт, допустимая охранная зона от крайних проводов — 0,6 метра до фундамента здания и 1 метр до проезжей части.
  • Для линий свыше 1 и до 20 кВт — охранная зона составит 5 метров.

Согласно тому же приложению, в местах где линии ЛЭП пересекают судоходные реки, охранная зона для них составит 100 метров. Для несудоходных рек охранные зоны не меняются.

В охранных зонах ЛЭП определен особый порядок землепользования. В пределах охранных зон земля не отторгается у владельца, но на её использование накладываются обременения — не строить, не складировать, не блокировать, не долбить сваи, не бурить шурфы,  работы с помощью тяжелой техники производить только по согласованию с Сетевой организацией, и т.п. подробнее — см. постановление.

Охранные зоны хоть и определяются согласно приложению, но в конечном итоге устанавливаются владельцем сетей, сведения о них передаются в кадастровую палату. Пункт 7й постановления гласит, что сетевая организация должна за свой счет разместить сведения о наличии, опасности, и размерах охранных зон, в этих самых зонах — т.е. установить соответствующие информационные знаки.

Охранная зона жилых домов и общественных зданий

Так же в СП 42.13330.2011, можно найти таблицу регламентирующую расстояние от жилых домов до гаражей, автомобильных стоянок и станций технического обслуживания и до общественных зданий включая образовательные и дошкольные учреждения.

Охранная зона деревьев и кустарника

На самом деле эту таблицу стоит понимать с точностью до наоборот, так как регламентируется расстояние от зданий до деревьев и кустарника (зеленых насаждений).

Из неё следует, что минимальное расстояние от стены здания до оси ствола дерева составляет 5 метров.

Охранная зона газопровода

Газопроводы различают по устройству (надземные, подземные) по давлению внутри трубы (от нескольких килопаскалей, до 1,5 мегапаскалей) и диаметру трубы. Расстояние от газопровода до здания определено в СП 62.13330.2011 в Приложении Б. Здесь представлены выдежки из этого приложения для определения охранных зон для подземных и надземных газопроводов.

Минимальные расстояния между инженерными коммуникациями

Еще  в СП можно найти таблицу регламентирующую минимальные расстояния между инженерными коммуникациями. Расстояния между водопроводом и канализацией, силовыми кабелями и тепловыми сетеми, между ливневой канализацией и бытовой, и т.д.

Источник: http://cadsupport.ru/2015/04/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B/

Что такое охранная зона, постановка на кадастровый учет

Охранные зоны

статьи:

В настоящей статье мы рассмотрим, что такое охранная зона, зачем она нужна, как ее поставить на государственный кадастровый учет и какие могут быть последствия, если этого не сделать. Кроме того в статье будет подробно  указано какие документы для постановки охранной зоны на кадастровый учет  необходимо предоставлять в надзорные органы и Росреестр.

Что такое охранная зона

Охранная зона, или  как ее еще называют зона отчуждения это участок земли, на котором вводится ряд запретов по осуществлению  некоторых видов деятельности. Такие запреты связаны с нахождением вблизи какого-либо объекта коммуникации, охраняемого природного или культурно-исторического объекта. В качестве пример можно привести охранные зоны теплотрасс.

В границах   охранных зон теплотрасс  запрещается возводить здания и сооружения которые могут препятствовать ремонту таких  коммуникаций. Кроме того в границах охранных зон теплотрасс без согласования эксплуатирующей организации запрещается проведение земляных работ, очевидно, что при проведении таких работ бесконтрольно может быть задет  трубопровод.

Также в качестве примера можно привести охранную зону объектов культурного наследия.

В таких зонах основное ограничение распространяется на возведение капитальных объектов, который могут нарушить сложившийся архитектурный ансамбль объекта.

Так  в частности строительство  многоэтажного дома вблизи памятника архитектуры  может быть запрещено, если такой дом закроет  вид на объект культурного наследия.

Важным условием соблюдения особого режима использования будет являться кадастровый учет охранной зоны.

Резюмируя изложенное выше можно сказать, что установление охранной зоны требуется для сохранности и защиты от повреждений архитектурных, природных или промышленных объектов.

Постановка на учет охранной зоны объектов

Для того чтобы режим охранной зоны неукоснительно соблюдался нужно, чтобы о ней были все достоверно и публично проинформированы. Для этих целей устанавливают специальные знаки, информирующие о наличии охранной зоны.

Так в частности у водных объектов устанавливаются знаки водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, вдоль магистрального газопровода ставятся специальные таблички, указывающие на размер зоны (25 м в каждую сторону), вдоль кабельных линий связи специальные указатели  и т.д.

Однако для полноценного и достоверного информирования всех лиц установки информационных знаков недостаточно.

Информация об ограничениях охранными зонами должна содержаться Едином государственном реестре недвижимости и в документах по планировке территории.

  Услуги по постановке на кадастровый учет охранных зон оказывает кадастровый инженер. Нанесение охранных зон на карты градостроительного зонирования осуществляют органы архитектуры.

Памятка эксплуатирующим организациям

Если вы являетесь эксплуатирующей организацией или предприятием, у которого на балансе числятся коммуникации и не знаете, как поставить на кадастровый учет охранную зону, то  эта информация для вас.  Внесение сведений об охранных зонах коммуникаций является обязательным.

Для этого, во-первых, необходимо поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать права  на  эксплуатируемый линейный объект: газопровод, теплотрассу, водопровод, ЛЭП и т.д.

Государственный кадастровый учет недвижимости: линейного объекта осуществляется на основании технического плана, который готовит кадастровый инженер и сдает его в Росреестр.

После этого кадастровый инженер готовит карту (план) на основании которой охранная зона линейного промышленного объекта вносится в единый государственный реестр недвижимости, путем подачи соответствующих документов в Росреестр. Для некоторых объектов предварительно охранную зону необходимо будет согласовать в надзорных органах. Так, например,  постановка на кадастровый учёт охранной зоны вл предполагает обязательное согласование в Ростехнадзоре.

Для того, чтобы удостовериться, что охранная зона поставлена на государственный кадастровый учет можно заказать выписки из ЕГРН, где в разделе обременения должны отразиться  ограничения в виде охранной зоны, а в графической части выделена  территория отчуждения.

Кстати!! Заказать услугу на установление охранной зоны в  г Санкт-Петербург Вы можете  у нашего кадастрового инженера

Зачем нужно ставить охранную зону на государственный кадастровый учет

В ряде постановлений по поводу охранных зон линейных объектов есть прямое указание, что установление такое зоны отсчитывается  с момента ее постановки на государственный кадастровый учет.

В то же время, очевидно, что юридические  последствия обременения охранной зоной   для собственников земельных участков возникают только с момента появления соответствующих сведений в правоустанавливающих документах.

Например,   собственник участка возвел в охранной зоне газопровода объект недвижимости и такой капитальный объект будет мешать проведению ремонтных работ на трубопроводе.

В этом случае с юридической точки зрения газовой организации достаточно тяжело будет доказать, что собственник  участка должен снести объект и обеспечить доступ к трубопроводу. Поэтому лучше всего оплатить  стоимость услуг по формированию охранных зон кадастровому инженеру и  без всяких препятствий осуществлять эксплуатацию своих инженерных коммуникаций.

Немаловажным моментом является право сетевых организаций получать возможность  установления публичного сервитута при наличии охранной зоны объекта инженерных коммуникаций.

Кроме того эксплуатирующим организациям рекомендуется предпринять меры по внесению охранной зоны в документацию по планировке территории, например нанесения на карты градостроительного зонирования. Потому что именно на основании этих документов выдается разрешительная строительная документация.

Кстати!!! Наиболее востребованным   видом кадастровых услуг являетсяустановление охранных зон промышленного объекта (инженерных коммуникаций)

Последствия отсутствия охранной зоны в ЕГРН

Неустановление охранной зоны линейного объекта может иметь очень серьезные последствия. Так, например, при проведении ремонтных работ в отношении подземного  кабеля, проходящего вблизи газопровода, при отсутствии соответствующей информации в правоустанавливающих документах на землю  может произойти  серьезная авария.

Если охранная зона не внесена в кадастр (ЕГРН), то и лицо, планирующее проводить работы может просто не знать о  проходящем под землей линейном объекте коммуникаций.

Или же в случае наличия у собственника земли под участком кабельной линии связи, при отсутствии должной информированности такой правообладатель может начать производить копательные работы и оборвать кабель, отвечать при этом будет должностное лицо эксплуатирующей организации. Именно на собственнике линейного объекта лежит обязанность по установлению и внесению в ЕГРН сведений об охранной зоне.

В то же время   постановка на учет охранной зоны  предприятий   (санитарно – защитной зоны) также является обязанностью таких промышленных организаций.

Постановка на кадастровый учет охранных и территориальных зон цена

Стоимость услуг кадастрового инженера напрямую будет зависеть от протяженности объекта. Например,  стоимость установления охранной зоны газопровода транспортирующего газ из одного в другой субъект  может достигать нескольких десятков миллионов рублей.

В то же многое будет зависеть, какие работы проводятся параллельно, так, например, зачастую проводят кадастровый учет надземных объектов инженерных коммуникаций и установление охранных зон.

В таком случае с учетом большого объема работ может быть применен понижающий коэффициент.

  Также многое зависит от местности, которую предстоит пройти инженерам геодезистам,  если это будет труднопроходимая лесная зона, то при расчете цены будет применен повышающий коэффициент. Так  в большинстве случаев   определяется стоимость установления охранной зоны газопровода.

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0/

Юриста слово
Добавить комментарий