Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

Что такое НМЦК (начальная максимальная цена контракта) по 44-ФЗ и как её определить

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

Согласно требованиями Закона 44-ФЗ, муниципальные и государственные Заказчики обязаны не просто указывать в извещении и сопутствующей документации НМЦК (начальную максимальную цену контракта по 44-ФЗ), но и ее обоснование. О том, какие методы определения НМЦК и способы ее обоснования существуют, расскажет эта статья.

567 приказ минэкономразвития: определение НМЦК

Аббревиатура НМЦК расшифровывается как начальная (максимальная) цена контракта и представляет собой предельное значение стоимости, которая указывается в извещении и иной документации о закупке.

НМЦК устанавливается при определении поставщика/исполнителя или подрядчика конкурентным методом. Иными словами, НМЦК – это максимальная сумма, на которую может быть заключен контракт.

Если же участник закупки предложил большую сумму, чем указывалась в извещении, то заявка такого участника рассмотрению не подлежит.

Важно: Стоимость контракта, заключаемого с единственным поставщиком/исполнителем или подрядчиком – это фиксированное значение, установленное и обоснованное Заказчиком.

Определяется НМЦК при:

  • составлении плана-графика;
  • подготовке извещения о закупке;
  • подготовке документации о закупке.

Конечный результат утверждения НМЦК указывается в перечисленных документах. При этом если во время осуществления закупок значение цены меняется, то соответствующие изменения вносятся и в план-график.

Размер НМЦК оказывает влияние не только на выбор метода определения поставщика, но и на срок публикации извещения о закупке в ЕИС.

Все вопросы определения НМЦК определяются статьей 22 Закона 44-ФЗ и соответствующим Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 года №567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком/подрядчиком/исполнителем».

Однако необходимо отметить, что данные рекомендации не являются нормативно-правовым актом, а значит, не обязательны для соблюдения Заказчиками. В дополнение к данному приказу могут быть разработаны дополнительные рекомендации на уровне субъектов РФ.

Внимание: Контролем правильности установления и обоснования НМЦК занимаются органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК – весьма ответственный этап осуществления закупки, так как оказывает влияние не только на эффективное расходование выделенных бюджетных средств, но и на возможность осуществления закупки как таковой.

Если НМЦК будет определена некорректно, то Заказчик может столкнуться со множеством проблем.

К примеру, если значение сильно занижено, то закупка может просто не состояться, ведь вряд ли кто-то из поставщиков согласится работать себе в убыток.

Также высока вероятность столкнуться с недобросовестным участником закупок, который или не выполнит условия контракта по заявленной стоимости, либо существенно сэкономит на качестве предоставляемого товара или услуг.

В случае, если НМЦК завышена, можно смело говорить о неэффективном расходовании средств.

Но велика вероятность, что данная закупка привлечет внимание большого количества поставщиков, которые в ходе торгов снизят установленную стоимость до среднерыночной.

Однако случаи, когда подается одна-единственная заявка и сделка заключается по установленной НМЦК, все же встречаются достаточно часто, поэтому надеяться на снижение стоимости в ходе торгов не стоит.

Тарифный

Тарифный способ определения НМЦК применяется Заказчиками в случаях, когда цены закупаемых товаров/услуг или работ подлежат государственному регулированию или определены муниципальными правовыми актами. В таком случае максимальные цены контрактов определяются по регулируемым тарифам согласно Постановлению Правительства РФ№239 от 7.03.1995 года «О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)».

Тарифный способ не рекомендуется к применению в отношении цен закупок, которые осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с пунктом 5.1 Методических рекомендаций.

Важно: При использовании указанного способа применяются предельные тарифы, утвержденные в установленном порядке на законодательном уровне.

Проектно-сметный с обоснованием

Проектно-сметный способ заключается в определении начальной цены на:

  • строительство/реконструкцию/капремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению культурного наследия (памятников культуры и истории) народов РВ, кроме научно-методического руководства, авторского и технического надзора;
  • текущий ремонт строений, сооружений, зданий, помещений.

Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для установления и обоснования НМЦК. Иными словами, данный метод должен применяться Заказчиком во всех случаях, кроме тех, что предусмотрены Законом 44-ФЗ.

Суть данного метода заключается в определении максимальной цены на основании результатов анализа рыночных цен на аналогичные товары, услуги или работы.

В случаях, когда Заказчику не удается найти сведения о ценах на идентичную продукцию, он может применить данные о ценах на однородную продукцию.

Определения однородности и идентичности продукции установлены в статье 22 Закона 44-ФЗ и в Методических рекомендациях от Минэкономразвития России.

При использовании данного метода Заказчик вправе применять поправочные коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий в характеристиках приобретаемых товаров, условий поставок товаров, оказания услуг или выполнения работ.

Для анализа цен заказчик может использовать информацию их любых открытых источников, отправлять соответствующие запросы потенциальным подрядчикам и размещать информацию о запросе цен в ЕИС.

Заказчику при этом необходимо получить как минимум три ценовых предложения, удовлетворяющих требованиям к объекту планируемой закупки.

Сколько основных методов обоснования НМЦК?

Согласно статье 22 Закона 44-ФЗ НМЦК и цена контракта, заключаемого с одним поставщиком/исполнителем/подрядчиком, устанавливаются и обосновываются Заказчиком посредством применения таких методов, как:

  1. анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
  2. тарифный;
  3. проектно-сметный;
  4. нормативный;
  5. затратный.

Нормативный способ заключается в расчете начальной цены на основе требований к закупаемым товарам/услугам/работам в случаях, если эти требования предусматривают утверждение предельной стоимости товаров/услуг/работ. Данный метод может применяться в тандеме с методом анализа рынка, однако необходимо помнить, что полученное значение НМЦК не может превышать значения, рассчитанного с помощью нормативного метода.

При использовании нормативного способа используются данные о предельной стоимости товаров/услуг/работ, размещенные в ЕИС.

Затратный способ применяется, когда отсутствует возможность применения иных способов определения НМЦК или в дополнение к другому выбранному методу. Затратный способ заключается в определении начальной цены как суммы производственных затрат и обычной для определенной области деятельности прибыли.

При этом должны учитываться и прямые, и косвенные затраты на производство, приобретение, реализацию, а также транспортировку, хранение и страхование объекта закупки.

Необходимая информация об обычной прибыли для конкретной сферы деятельности может быть взята Заказчиком из результатов анализа контрактов, опубликованных в ЕИС и других открытых источников информации.

Важно: Приведенный перечень методов определения НМЦК не является закрытым, поэтому если по каким-то причинам приведенные способы не могут быть использованы, допускается применение иных методов. Но в таком случае Заказчику предстоит указать в обосновании НМЦК причину, по которой утвержденные способы не использовались.

Обоснование НМЦК

Обоснование НМЦК – не что иное, как расчет стоимости с приложением сведений и подтверждающей документации, на основании которых расчет был выполнен.

Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно Методическим рекомендациям от Минэкономразвития России, алгоритм действий при подготовке письменного обоснования начальной цены Заказчиком, выглядит следующим образом:

  • определение потребности в конкретном товаре/услуге/работе;
  • установление перечня требований к объекту закупки и условиям выполнения контракта;
  • проведение исследования рынка посредством изучения открытых источников информации;
  • формирование описания объекта закупки;
  • проверка наличия принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, услуг или работ соответствующих нормативно-правовых актов;
  • определение применимого метода установления НМЦК;
  • осуществление соответствующим методом определения НМЦК с учетом Методических рекомендаций Минэкономразвития РФ;
  • формирование обоснования НМЦК.

Источники обоснования НМЦК

К источникам обоснования НМЦК относятся:

  • сведения о стоимости товаров, услуг или работ, содержащиеся в опубликованных исполненных контрактах;
  • сведения о стоимости товаров, услуг или работ, из рекламы, каталогов, описаний товаров и других предложений, обращенных к неопределенному кругу лиц и являющихся в соответствии с действующим законодательством публичной офертой;
  • данные о котировках на отечественных и иностранных биржах;
  • данные о котировках на электронных площадках;
  • сведения госстатотчетности о ценах товаров, услуг и работ;
  • сведения о стоимости товаров, услуг или работах из официальных источников информации уполномоченных органов;
  • данные о рыночной стоимости объекта оценки, определенной согласно законодательству, регулирующую оценочную деятельность;
  • данные информационно-ценовых агентств, открытые к изучению результаты анализа рынка;
  • иные источники информации.

Важно: Для расчета НМЦК не рекомендуется использовать сведения, представленные лицами из реестра недобросовестных подрядчиков, полученные из анонимных источников и содержащиеся в документах, не соответствующих требованиям Заказчика к их содержанию. Кроме того, следует избегать сведений, не содержащих расчет стоимости товаров, услуг или работ.

Форма обоснования НМЦК по 44-ФЗ: образец

Рекомендуемая форма обоснования НМЦК выглядит следующим образом: https://yadi.sk/i/x45my91c3Kmkn8.

Обоснование НМЦК с единственным поставщиком пример

Пример обоснования НМЦК с единственным поставщиком можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/iZ5Wzl4V3Kmkpi или https://yadi.sk/i/Sw5-De3e3KmkrE .

Расчет с помощью онлайн-калькулятора НАИЗ

На официальном сайте НАИЗ – Национальной Ассоциации Институтов Закупок, расположенном по адресу http://naiz.org, размещен калькулятор расчета НМЦК, позволяющий рассчитать начальную стоимость контракта методом анализа рынка в режиме «онлайн». Расчет цены можно выполнить как по одному наименованию объекта закупки, так и сразу по нескольким.

Данный калькулятор располагается по ссылке http://naiz.org/fz44/nmc/.

Таким образом, НМЦК – важнейший показатель, к определению и обоснованию которого необходимо подходить крайне внимательно. Ведь некорректное определение максимальной стоимости закупки может привести как к неэффективному расходованию бюджетных средств, так и полной отмене осуществления закупки.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/nmck-po-44-fz.html

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Контракт с единственным поставщиком: рассчитываем цену | Контур.Закупки

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

Как заказчику понять, что поставщик предлагает товар по действительно адекватной цене? Как определять цену контракта, который заключается с единственным поставщиком? О методах определения и обоснования НМЦК читайте в этом материале.

Вводная часть

Существует 5 методов определения НМЦК, которые применяются зависимости от вида закупок. Все они перечислены в статье 22 закона 44-ФЗ:

  1. Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен.
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Также существуют методические рекомендации Минэкономразвития № 567 от 2 октября 2013 года. В них сказано, что для определения цены контракта с единственным поставщиком заказчик должен:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Определиться с тем, что ему необходимо — какой товар, работа или услуга.
  2. Определиться с требованиями к закупаемому объекту.
  3. Проанализировать всю имеющуюся в свободном доступе информацию — контракты из реестра в ЕИС, каталоги и прочие рекламные материалы, статистику, сведения из официальных источников муниципальных и прочих уполномоченных органов и так далее.
  4. Сделать описание объекта закупки, как того требует статья 33 закона 44-ФЗ.
  5. Определиться с тем, распространяются ли на объект закупки какие-либо акты о нормировании, тарификации или иные акты, требующие применять конкретный метод расчета цены.
  6. Определиться, какими методами будет рассчитываться НМЦК.
  7. Собственно, произвести расчет цены и привести ее обоснование.

Итак, методов существует всего пять. Расскажем о каждом из них отдельно.

Что включить в запрос о предоставлении коммерческого предложения

Целесообразно включить в запрос описание объекта закупки, причем максимально подробное. Кроме того, нужно включить условия контракта и сроки, в которые заказчик хотел бы получить ценовую информацию от поставщика. Также следует указать, что предоставление информации не влечет для сторон никаких последствий и обязательств.

Цены получены. Что дальше?

Итак, в итоге заказчик получил некоторые цены от поставщиков, из ЕИС и открытых источников. Эти ценовые данные нельзя считать окончательными — их можно изменить в большую сторону.

Цены, которые получены из реестра контрактов, увеличиваются в зависимости от вида процедуры, посредством которой был этот контракт заключен:

К прочим ценовым данным можно применять различные коэффициенты для учета влияния разных факторов, в частности, изменение курса валюты, условий налогообложения, гарантии, доставки и так далее. Можно применить коэффициент, базирующийся на изменении индекса потребительских цен:

где:

  • kпп — коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
  • tф — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
  • t — месяц проведения расчетов НМЦК;
  • ИПЦt — индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.

Также можно использовать всевозможные калькуляторы для расчета подобных коэффициентов, чтобы не тратить время на ручной подсчет

Расчет коэффициента вариации

Закон требует от заказчика использования в расчете НМЦК не менее трех цен. Для того чтобы определить однородность выборки, нужно рассчитать коэффициент вариации:

где:

  • V — коэффициент вариации;
  • ц — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;

среднее квадратичное отклонение, где цi — цена единицы закупаемого товара, работы или услуги, указанная в источнике с номером i, а n — количество значений, используемых в расчете.

Если коэффициент не выше 33%, анализ можно считать удовлетворительным. Если коэффициент превышает это значение, рекомендуется анализировать рынок дальше.

Расчет цены

НМЦК рассчитывается по формуле:

где:

  • НМЦКрын — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • v — количество или объем закупаемого товара, работы или услуги;
  • n — количество значений, используемых в расчете;
  • i — номер источника ценовой информации;
  • цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов или индексов.

Проектно-сметный метод

Суть метода в том, что цена определяется в соответствии с проектной документацией и сметой. Такой метод используется для закупок на работы по строительству, ремонту, реконструкции зданий, по сохранению объектов культурного наследия.

Затратный метод

Этот метод допустимо применять лишь в том случае, если все прочие не подходят. Он основывается на расчете общей суммы затрат и обычной прибыли в той или иной сфере, к которой относится объект закупки.

При этом в затраты включают прямые и косвенные издержки производственного характера, а также на приобретение или реализацию объекта закупки, вспомогательные затраты — на доставку и т. д.

Что касается обычной прибыли, то такую информацию берут из реестра контрактов или открытых источников.

Как искать ценовую информацию в ЕИС

В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.

Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:

  1. Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
  2. Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
  3. Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
  4. Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
  5. Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/kontrakt-s-edinstvennym-postavshhikom-rasschityvaem-cenu/

Обоснование НМЦК по 44 ФЗ в 2019 году

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цену, а также какую форму и методы использовать для расчета.

Ключевые понятия

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс.

Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке.

Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 100 000 руб., заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93. А когда она меньше 400 000 руб. — по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 500 000 рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме.

После обновления законодательной базы о госзакупках, произошедшей в июле 2018 года, изменились и другие правила по ценовому пределу. Теперь, по статье 44 закона о федеральной контрактной системе, организация-заказчик только вправе требовать обеспечение заявки от участника госзаказа, если предельная контрактная стоимость — не более 1 миллиона рублей.

Что касается закупок с начальной ценой выше 1 000 000, то организатор торгов вправе, но не обязан потребовать обеспечить заявку.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Если заказчик проводит электронный аукцион, сроки подачи заявок будут различаться, исходя из стоимостных показателей госзакупки:

  1. Выше 3 млн руб. — не менее 15 дней с момента размещения извещения в Единой информационной системе.
  2. Ниже 3 млн руб. — не менее 7 дней. Заявки на участие в таких тендерах рассматриваются в течение одного рабочего дня.

Для участников госзаказа расчетные показатели предельной стоимости также важны. Изучив примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, потенциальный поставщик может проанализировать текущие цены на рынке и свои возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Планирование

Специалист учреждения, проводящего торги, осуществляет обоснование начальной максимальной цены контракта задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации рассчитывается предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана закупок и плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в установленные законом сроки — в период до десяти рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 17, ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, а следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик должен произвести перерасчет НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в ПГ и публикует его в десятидневный период до планируемого дня публикации в ЕИС извещения о закупке, но не позже.

Исчисление предельной стоимости осуществляется по рекомендуемой форме, утвержденной в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Вот так выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ).

Скачать

Порядок расчета

Методология обоснования начальной (максимальной) цены контракта регулируются ст. 22 44-ФЗ. Обоснование метода определения НМЦК производится также в соответствии с методическими рекомендациями, закрепленными Приказом № 567.

Выделяют следующее методы определения предельной стоимости (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти, например Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен.

Расчет в данном случае осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ).

При этом при исчислении НМЦК организация-заказчик имеет право применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости.

Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст.

22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Данное положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документыСкачать документ
Если применяете затратный методо, то нужно приложить обоснование о невозможности использовать другие методы.

Источник: https://gozakaz.ru/kak-obosnovat-nachalnuyu-maksimalnuyu-tsenu-kontrakta/

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупкиНМЦКСроки размещения
Открытый конкурсНезависимо от суммыВ пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукционБолее 3 млн. р.Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р.Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировокСвыше 250 тыс. р.Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р.Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложенийНезависимо от суммыКак минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики).

Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст.

22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним.

При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе.

Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке.

Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%.

Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту.

Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ.

Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования.

Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%,  заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки.

При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком.

При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html

Юриста слово
Добавить комментарий