Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Госзакупки по 44-ФЗ: как составить заявку на участие в торгах

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Требования к заявке на участие прописаны в документации по госзакупке, которая размещена в Единой информационной системе (ЕИС). Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Если закупка организована в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ), то требования к заявке должны строго соответствовать данному закону. Список требований зависит от способа проведения торгов.

Так, требования к заявке на участие в запросе котировок закреплены в части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, требования на участие в электронном аукционе (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам») закреплены в статье 66 Закона № 44-ФЗ и т.д.

Заказчик вправе устанавливать те или иные требования, только если они не противоречат указанным нормам.

Если закупка организована в рамках Федерального закона от 18.07.

11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), то у заказчика больше свободы в выборе требований.

Дело в том, что этот закон не регламентирует список требований к заявке, поэтому ориентироваться здесь нужно на положение о закупке конкретного заказчика и на прочую документацию, размещенную в ЕИС.

Важно помнить, что заказчик может скорректировать ранее установленные требования, поэтому необходимо следить за изменениями в документации. Если выяснится, что поданная заявка не соответствует измененным требованиям, придется ее отозвать и подать новую.

Какие сведения надо указать в заявке

Независимо от способа проведения торгов участник указывает в заявке свое наименование, а также фирменное наименование (при его наличии). Кроме того, в заявке указывается место нахождения, почтовый адрес и контактный телефон.

Для участия в открытом или двухэтапном конкурсе, либо в конкуре с ограниченным участием, а также в электронном аукционе и в запросе котировок необходимо указать ИНН. Сделать это нужно даже в случае, если идентификационный номер налогоплательщика  уже указан в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но заказчик предусмотрел отдельную форму с соответствующей графой.

Какие документы следует приложить к заявке

В первую очередь к заявке нужно приложить платежное поручение на уплату обеспечительного платежа (если в данной госзакупке предусмотрено обеспечение заявки). Для участия в конкурсе обеспечение можно представить в виде банковской гарантии (см.

«Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). В этом случае участник должен вместо платежки приложить к заявке гарантию.

Но предварительно следует убедиться, что гарантия включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС.

Далее необходимо приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов и доверенностей.

Физические лица (включая ИП) при подаче заявки на участие в конкурсах, запросах котировок и запросах предложений прикладывают копию документа, удостоверяющего личность.

Плюс к этому нужно приложить следующие документы и сведения:

  • заявление о том, что участник не ликвидируется и его деятельность не приостановлена (предоставляется в форме декларации);  
  • заявление об отсутствии недоимки по налогам и сборам (представляется в форме декларации);  
  • заявление о том, что компания не находится в реестре недобросовестных поставщиков (если такое требование указано в своей закупочной документации заказчика);  
  • заявление о том, что у руководителя, главбуха, членов исполнительного органа нет судимостей по экономическим преступлениям;  
  • ИНН учредителей, коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
  • документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Участник вправе дополнительно приложить и другие документы, которые могут подтвердить заявленные им сведения.

Согласие на поставку товара при участии в электронном аукционе

В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник должен подписать согласие на выполнение поставки или работ.

Если предметом закупки являются работы или услуги, то достаточно просто согласиться на условия контракта.

Но если предметом закупки является товар, в согласии обязательно нужно прописать все его характеристики: параметры, исходные материалы и проч. В ситуации, когда информация о товаре в согласии отсутствует, заявку могут отклонить.

НДС в составе предложенной цены контракта

В заявке на участие в торгах поставщик делает предложение по цене контракта. Это очень важная информация, потому что в электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с наименьшим ценовым предложением.

В других видах торгов предложенная цена является одним из самых весомых критериев при выборе победителя. По этой причине НДС, а также другие налоги, пошлины и расходы на страхование должны быть включены в предложенную цену заявки. Указать цену без налога может только участник, освобожденный от НДС.

Но тогда ему следует предоставить документ, подтверждающий освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Данные выписки из ЕГРЮЛ не соответствуют сведениям из учредительных документов

Даже если сведения в выписке из ЕГРЮЛ не совпадают со сведениями из учредительных документов, это еще не повод отклонить заявку. Несовпадения могут быть вызваны объективными причинами, например, изменением состава участников или банальной опечаткой. Злой умысел при этом отсутствует, и заказчик обязан принять заявку.

В выписке из ЕГРЮЛ нет сведений о лицензии

Случается, что участник прикрепляет к заявке копию лицензии, хотя в выписке из ЕГРЮЛ информация о лицензии отсутствует.

Это не может стать причиной отклонения заявки, ведь выписка из госреестра подтверждает лишь регистрацию участника в качестве юридического лица.

Что же касается соответствия требованиям законодательства, то оно подтверждается копией лицензии. При этом не имеет значения, включены в ЕГРЮЛ сведения о лицензии, или нет.

ИНН указан с ошибкой

Опечатка, допущенная при указании ИНН, не препятствует идентификации участника торгов. Действительно, сведения об ИНН и наименовании участника можно почерпнуть из учредительных документов, представленных в составе заявки. Значит, заказчик не вправе отклонить заявку с некорректным идентификационным номером налогоплательщика.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/9/12715

Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Требование об обеспечении исполнения контракта установлено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Полученные в качестве обеспечения заявок денежные средства учитываются у учреждения-заказчика по коду вида деятельности 3 «средства во временном распоряжении» на отдельном лицевом счете.

Когда и в какие сроки подлежат возврату данные суммы участникам торгов, победителю торгов? Можно ли использоваться эти денежные средства, на погашение сумм неустойки, начисленной в связи с неисполнением (ненадлежащим) исполнением контракта? Как на счетах бухгалтерского учета отражаются операции по перечислению денежных средств для обеспечения заявки, в случае если учреждение является участником торгов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данном материале.

Какие требования предъявляются к обеспечению заявок?

Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Из положений ст.

44 Закона № 44-ФЗ следует, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчик должен указать размер обеспечения заявок конкурса. Из положений п.

14 Закона № 44-ФЗ следует, что размер обеспечения заявки должен составлять от 1/2% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., 1% начальной (максимальной) цены контракта.

Форма обеспечения заявок конкурса или аукциона (денежные средства или банковская гарантия) зависит от способа проведения торгов.

Виды обеспечения заявок
Конкурс, закрытый аукционЭлектронный аукцион
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок самостоятельноОбеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

    • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
    • отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • отклонение заявки участника закупки;
    • отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

Участнику, победившему в торгах, с которым по итогам проведения конкурсных (аукционных) процедур был заключен контракт, обеспечение возвращается в сроки, оговоренные условиями контракта (ч. 27 ст.

34 Закона № 44-ФЗ). При этом возможно установление различных сроков возврата обеспечения исполнения контракта, предоставленного денежными средствами или банковской гарантией (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.08.

2015 № Д28и-2493).

Обратите внимание

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по своевременному возврату денежных средств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения утвержденного срока исполнения обязательства.

Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (п. 29 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Законом № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок аукциона или конкурса, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок аукциона, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии. К таким случаям относятся (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

  • уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  • непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

При ненадлежащем исполнение (неисполнении) обязательств по контракту обеспечение возвращается?

Источник: https://www.audar-press.ru/obespechenie-zayavok-konkursov-i-aukzionov

Обеспечение заявки по 44-ФЗ | Процент, размер обеспечения заявок по 44-ФЗ и сроки возврата

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в конкурсе или аукционе является обязательным требованием. Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ определяется в документации к электронному аукциону или открытому конкурсу. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечение заявки, возвращаются добросовестному участнику закупки или удерживаются при нарушении 44-ФЗ.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

» Федеральный закон 44-ФЗ » Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ как и дальнейшее обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ помогает гарантировать исполнение поставщиками взятых на себя обязательств в процессе участия в государственных закупках.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ:

  • Подтверждает наличие финансовых ресурсов для участия в госзакупках
  • Сокращает количество поданных одновременно заявок
  • Препятствует уклонению от подписания контракта

Если бы обеспечение заявки по 44-ФЗ отсутствовало, возможен был такой сценарий.

Для регистрации ООО или ИП достаточно иметь несколько тысяч рублей. Далее получить электронную подпись, зарегистрироваться на электронной площадке и подать заявку на участие в электронном аукционе на миллионы рублей. Предложить самую низкую цену, не задумываясь о последствиях. Выиграть тендер, а потом сказать — «я передумал».

Без обеспечения заявки по 44-ФЗ любой участник мог бы парализовать закупки крупнейших учреждений, выполняющих важные социальные функции — школ, больниц, государственных органов. Не имея возможности распоряжаться бюджетными средствами без специальных процедур, они не смогли бы закупить продукты питания, лекарства, топливо, бумагу для принтера.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ — это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Когда теряется обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет 0,5% — 5%. Обеспечение заявки по 44-ФЗ рассчитывается в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на электронный аукцион с начальной ценой до 3 миллионов рублей равно 1%.

Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) устанавливаются льготные условия. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ не более 2%. Заказчик самостоятельно определяет обеспечение заявки по 44-ФЗ. Размер устанавливается в рублях и указывается документации закупки.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение заявки в пределах 0,5 — 5%.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ предоставляется в виде денежных средств или банковской гарантии на усмотрение участника.

Обеспечение заявки на конкурс по 44-ФЗ денежными средствами

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ.

Возврат денежного обеспечения заявки осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ может использоваться для обеспечения заявки в конкурсе.

Требования к банковской гарантии для обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта одинаковые.

В кратком виде — это:

  • Безотзывная банковская гарантия
  • Один из 294 банков, включенных в реестр Минфина
  • Наличие в реестре банковских гарантий

Срок выдачи банковской гарантии для обеспечения заявки по 44-ФЗ не менее двух месяцев с даты окончания подачи заявок.

Получение банковской гарантии требует затрат в размере 3-5% от суммы обеспечения заявки по 44-ФЗ. Эти деньги не возвращаются.

Неважно проиграли вы или одержали победу. Победитель компенсирует расходы на банковскую гарантию получением прибыли от оплаты по контракту. Напомним, потребуется еще одна банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.

Возврат банковской гарантии в случае отклонения, отмены закупки не производится.

Проигравший участник компенсирует расходы на получение банковской гарантии за счет победы в других закупках по 44-ФЗ.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Обеспечение заявки возвращается участнику (за исключением победителя) после:

  1. Подписания протокола рассмотрения и оценки, протокола подведения итогов
  2. Отмены конкурса или аукциона
  3. Отклонения или отзыва заявки участника
  4. Подачи документов после окончания сроков
  5. Отстранения участника закупки, в случае выявления несоответствия требованиям
  6. Получения заказчиком решения контрольного органа (ФАС)

; Открытые торги «Открытые торги» — одна из ведущих компаний России, специализирующихся на тендерном сопровождении. Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний. К нам обращаются компании, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы помогаем решить конкретные задачи здесь и сейчас, а также сформировать видение на будущее, сэкономить время и ресурсы. Контакты:

; Адрес: ул.Стромынка, д.13а 107014 Москва,

Телефон:+74952680544,

Телефон:88005556649,

E-mail: mail@open-torg.ru

Источник: https://open-torg.ru/44-fz/obespechenie-zayavki-po-44-fz

Новые требования к обеспечению заявок

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Изменения Закона 44-ФЗ и 223-ФЗ затронули и правила обеспечения заявки. Чтобы заявка не была отклонена по формальным основаниям, эти новые правила нужно изучить в контексте обоих законов. Особое внимание участнику закупки стоит обратить на использование спецсчетов.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 установлено обязательное обеспечение заявки при одновременном выполнения двух условий:

  • закупка проводится посредством конкурса или аукциона;
  • НМЦК более 1 млн. рублей.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Размер обеспечения заявки указывается заказчиком в закупочной документации, и должен составлять:

  1. от 0,5% до 1% НМЦК, если её размер составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей;
  2. от 0,5% до 5% НМЦК, если её размер составляет более 20 млн. рублей.

Ограничений на размер обеспечения заявки при НМЦК от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей законодательством не предусмотрено. Минфин в письме от 23.05.2018 № 24-02-05/34911 рекомендует ограничить размер обеспечения до 1% НМЦК.

Несколько сложнее обстоит дело с Законом № 223-ФЗ. Согласно ч. 25 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ, обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ.

Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в закупочной документации осуществляется участником закупки. При этом, согласно ч. 27 той же статьи, заказчик имеет право установить требование об обеспечение заявки лишь при начальной (максимальной) цене договора более 5 млн.

рублей, и сам размер обеспечения при этом не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены.

Из этой нормы Закона № 223-ФЗ сделано исключение для закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, у участников таких закупок выбор способа обеспечения ограничен внесением денежных средств либо банковской гарантией.

Во-вторых, Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 предельный размер обеспечения заявки ограничен 2% начальной (максимальной) цены договора.

В-третьих, для внесения денежных средств участниками таких закупок используются только спецсчета.

Что изменилось в банковских гарантиях?

Для банковских гарантий установлены особые требования.

Из новой редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 следует, что электронная банковская гарантия теперь оформляется с обязательным использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Кроме того, в банковской гарантии теперь необходимо закреплять право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательств, представлять требование об уплате денежной суммы в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, банковскую гарантию можно получить лишь в банке, соответствующем требованиям Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. Перечень таких банков есть на сайте Минфина.

Наконец, согласно новой редакции ч. 19 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в случае наличия в реестрах банковских гарантий информации о банковской гарантии, выданной участнику для обеспечения заявки на участие в соответствующей закупке, денежные средства на его спецсчете не блокируются.

Спецсчета

Спецсчёт предназначен для обеспечения заявки теми участниками конкурсов и аукционов, проводимых по правилам Закона № 44-ФЗ, и закупок у МСП, проводимых по правилам ст. 3.

4 Закона № 223-ФЗ, которые не предоставили банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки.

На таком спецсчёте в качестве обеспечения блокируются средства участника закупки, и с этого счёта они перечисляются заказчику в случае невыполнения участником своих обязательств.

Каждый участник закупки самостоятельно заключает договор с банком об открытии спецсчёта. Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р утверждён перечень из восемнадцати банков, соответствующих этим требованиям, и в этот перечень входят:

  1. Сбербанк России.
  2. Банк ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский Сельскохозяйственный банк.
  5. АЛЬФА-БАНК.
  6. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК.
  7. Финансовая Корпорация Открытие.
  8. Райффайзенбанк.
  9. РОСБАНК.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Банк «РОССИЯ».
  13. БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
  14. Совкомбанк.
  15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК.
  16. РосЕвроБанк.
  17. ОТП Банк.
  18. ЮниКредит Банк.

Требования к договору спецсчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626. До 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, предусмотренный ст. 62 Закона № 44-ФЗ.

Порядок прекращения блокирования денег на спецсчёте при участии в госзакупке установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656. Для закупок по правилам ст. 3.

4 Закона № 223-ФЗ аналогичный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657. Схематично говоря, по правилам ст.

44 Закона № 44-ФЗ средства участника закупки разблокируются в течение одного рабочего дня с того момента, как этот участник выбыл из борьбы за контракт.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1642

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб.

Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит.

И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/675-obespechenie-zayavok-po-44-fz-kogda-ustanavlivat-a-kogda-net

Актуальные требования к поставщикам по 44-ФЗ

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Предъявляются ко всем участникам тендеров, во всех типах процедур, в том числе при закупке у единственного поставщика.

  1. Поставщик должен соответствовать законодательству: иметь необходимые для его вида деятельности лицензии и членство в СРО, если это необходимо для исполнения контракта. Это требование к участникам госзакупок подлежит документальному подтверждению, а закупочная комиссия обязана проверить подлинность и актуальность лицензии или выписки СРО.
  2. В отношении участника отсутствует процесс ликвидации, нет решения арбитражного суда о признании его банкротом. Поставщик указывает данный факт только в декларации. Госзаказчик же может проверить информацию в интернете по номеру ИНН.
  3. Не приостановлена в административном порядке деятельность всех одновременно структурных подразделений юридического лица или ИП, на всех объектах, по всем заявленным видам деятельности – декларируется поставщиком. По факту, полная блокировка деятельности происходит только в крайних случаях, а частичная – не является препятствием для участия в торгах.
  4. Задолженность перед налоговыми органами за предыдущий год составляет не более четверти балансовой стоимости активов. Тем не менее заявку на участие можно подать, если обжалование долга находится в рассмотрении. Также при определении налоговой недоимки не учитываются неуплаченные арендные отчисления и кредиты: реструктурированные, признанные исполненными или безнадежными к взысканию по решению суда. Условие предусматривает только декларирование, но закупочная комиссия проверяет размер задолженности и может отклонить заявку.
  5. Члены руководства организации, в том числе главный бухгалтер, не были осуждены за экономические преступления и взяточничество, имеют право занимать свои должности и осуществлять деятельность, связанную с объектом закупки. Этот факт декларируется, но в реальности у представителей заказчика нет возможности его проверить.
  6. Юридическое лицо не привлекалось по статье 19.28 КоАП РФ в течение последних 2 лет. Подлежит декларированию, заказчик может проверить наличие административных нарушений на сайте Генпрокуратуры.
  7. Нет конфликта интересов. То есть между представителями заказчика и членами руководства участника не должно быть родственных отношений. Необходима декларация данного факта. Судебная практика в этом вопросе говорит о том, что в родственных связях не должны состоять даже люди, не упомянутые в 31 статье 44-ФЗ, если они могут оказывать влияние на должностных лиц. Например, руководитель администрации города может повлиять на результаты тендера. Значит комиссия вправе отклонить заявку организации, принадлежащей его сыну.
  8. Поставщик – не офшор. Для подтверждения достаточно выписки из ЕГРЮЛ.
  9. Участник обладает исключительными интеллектуальными правами на результаты деятельности, которые являются объектом закупки (кроме произведений литературы, прокатных фильмов и предметов искусства). Например, заказчику нужно специализированное программное обеспечение. Тогда исполнитель передает заказчику не только само разработанное ПО, но и права на его использование и дальнейшую доработку, а сам уже не сможет его повторно продать другому клиенту.

Также закон позволяет заказчику указать в требованиях отсутствие организации в списке РНП.

Значительную часть этой информации относительно любого юридического лица можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов, в том числе: арбитражные дела, исполнительное производство, лицензии, связи организации, добросовестность и т.д.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

  1. При организации конкурсов или аукционов (с ограниченным участием, закрытых, двухэтапных, в том числе электронных), заказчик может потребовать наличие:- достаточных финансовых средств;- оборудования или специализированной техники;- опыта выполнения аналогичных задач;- положительной репутации;

    – квалифицированного персонала.

  2. Особые требования также предусмотрены для аудиторов, консультантов, строительных и проектировочных компаний.

Предъявлять какие-либо иные требования, не упомянутые в статье 31 Федерального закона 44-ФЗ, заказчик не имеет права.

Как подтвердить соответствие требованиям

Участник закупки обязан приложить ко второй части заявки:

  • Документы по пункту 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ и декларацию по пунктам 3, 5, 7, 9. С июля 2018 она формируется на ЭТП автоматически, участнику нужно только поставить “галочку” при подаче заявки и подтвердить отправку своей электронной подписью.
  • Выписку из ЕГРЮЛ не старше 6 месяцев.
  • Уставные документы.
  • Подтверждение исполнения дополнительных требований, если они установлены.

Если участник не предоставил все необходимые документы во второй части, заявка будет отклонена. Если тендер выигран, но комиссия выявила недостоверную информацию, заказчик обязан отказать победителю в заключении контракта. Оба решения можно обжаловать. Незаконное отклонение участника влечет наложение штрафа на членов закупочной комиссии: от 5 до 30 тысяч рублей.

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/319-aktualnie-trebovaniya-k-postavschikam-po-44fz

Как обеспечить заявку на участие в закупках по контрактной системе – НалогОбзор.Инфо

Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

При проведении закупки заказчик может потребовать предоставить обеспечение заявки.

Если участник такое обеспечение не предоставит, то либо заказчик не допустит его к участию в закупке, либо оператор электронной площадки (если проводится электронный аукцион) вернет заявку.

Когда и какое обеспечение требуется

Обеспечение заявки требуется при проведении: 

  • аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ));
  • запроса предложений, если данный способ используется вместо несостоявшихся аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Во всех остальных случаях закон обеспечение заявки при проведении закупок не предусматривает. Это значит, что заказчик не может требовать от участника предоставить обеспечение, например, при запросе котировок.

Выбор конкретного способа, которым участник должен обеспечить заявку, зависит от того, куда именно подается заявка – на конкурс, на открытый аукцион или на закрытый аукцион.

Конкурс и закрытый аукцион

В такой ситуации участник:

  • либо перечисляет денежные средства заказчику,
  • либо предоставляет банковскую гарантию.

При этом он сам выбирает способ обеспечения заявки (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Размер и порядок внесения денежных средств, а также условия предоставления банковской гарантии заказчик указывает в извещении (п. 7 ст. 42 Закона № 44-ФЗ) и в документации о закупке (ч. 1 ст. 44 и п. 10 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

Электронный аукцион

В этом случае участник может обеспечить заявку только одним способом – путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Размер и порядок внесения денежных средств заказчик указывает в извещении о закупке (п. 7 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

Размер обеспечения

Размер обеспечения в случае с внесением денежных средств – это сумма, которую участник должен перечислить на счет заказчика (или электронной торговой площадки). А в случае с банковской гарантией – сумма, на которую выдается банковская гарантия.

Размер обеспечения заявки устанавливает заказчик. Он зависит от начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) (ч. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

  • если цена не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения заявки составляет 1 процент от НМЦК;
  • если цена более 3 млн руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 процентов от НМЦК.

Особые условия предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Для них размер обеспечения заявки составляет 2% от цены контракта.

Такое правило установлено в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.

Способ обеспечения 1. Предоставление банковской гарантии

Гарантия должна отвечать требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Срок ее действия не может быть менее чем два месяца со дня окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Банковскую гарантию участник должен приложить к заявке.

В отличие от обеспечения в виде денежных средств банковскую гарантию заказчик не возвращает и взыскание по ней не производит (ч. 7 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда победитель (ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

  • уклоняется от заключения контракта или
  • не предоставляет (или предоставляет с нарушениями условий, установленных в законе) в срок обеспечение исполнения контракта.

В этих ситуациях заказчик вправе требовать выплаты по банковской гарантии.

Подробнее о предоставлении банковской гарантии см. Как обеспечить исполнение государственного (муниципального) контракта.

Способ обеспечения 2. Внесение денежных средств

Порядок действий участника зависит от того, куда именно подается заявка – на конкурс, на открытый аукцион или на закрытый аукцион.

Конкурс и закрытый аукцион

В таком случае участнику нужно перечислить деньги на счет заказчика, а документы о внесении приложить к заявке. При этом денежные средства должны поступить на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок.

В противном случае будет считаться, что участник не предоставил обеспечение заявки (ч. 5 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Это значит, что его заявка будет отклонена по формальным основаниям.

Совет: Чтобы избежать спорных ситуаций, участнику имеет смысл лично перечислить денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения заявки.

Электронный аукцион

В этом случае участник должен перечислить денежные средства на свой лицевой счет на электронной торговой площадке (если их там нет) (ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Его открывают для каждого участника при аккредитации на такой площадке именно с этой целью – для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Только после пополнения счета участник может подать заявку.

При этом ее подача является поручением оператору электронной площадки заблокировать на лицевом счету участника сумму, равную размеру обеспечения для участия в данном аукционе (ч. 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Блокировка происходит в течение одного часа с момента получения заявки (ч. 18 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Возврат денежного обеспечения

При проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов – в течение не более чем одного рабочего дня с момента наступления одного из следующих случаев:

  • подписан протокол определения победителя (п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • процедура определения поставщика отменена (п. 2 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • заявка участника отклонена (п. 3 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • участник отозвал заявку до окончания срока подачи заявок (п. 4 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • участник подал заявку на участие в определении поставщика после окончания срока подачи заявок (п. 5 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • участник закупки отстранен от определения поставщика или победителю отказано в заключении контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (п. 6 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в согласовании контракта с единственным поставщиком (п. 7 ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Победителю закупки средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Вправе ли победитель требовать у заказчика зачесть сумму обеспечения заявки в счет обеспечения исполнения контракта?

Нет, не вправе.

Закон разделяет эти два вида обеспечения и не предусматривает их смешивания. В случае же электронного аукциона такие действия физически невозможны, поскольку обеспечение заявки оператор блокирует на лицевом счете участника, а обеспечение исполнения контракта победитель должен перечислить на счет заказчика, указанный в документации о закупке.

Оператор электронной площадки выплачивает каждому участнику аукциона доход, полученный им от размещения денежных средств за весь период блокирования (ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Оператор электронной площадки и банк, в котором размещен счет оператора для учета денежных средств участников аукциона, несут солидарную ответственность за соблюдение сроков возврата сумм обеспечения участникам (ч. 11 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Это значит, что при нарушении сроков возврата иск нужно подавать и к оператору электронной площадки, и к его банку.

Вправе ли участник, денежные средства которому возвращены с нарушением установленного законом срока, требовать уплаты процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса РФ?

Да, вправе.

Участнику нужно заявить иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Такой вывод следует из судебной практики (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2015 г. № Ф08-4824/2015 по делу № А18-525/20140).

За несвоевременный возврат обеспечения должностных лиц заказчика, уполномоченный орган и оператора электронной площадки могут привлечь к административной ответственности (ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Заказчик вправе удержать обеспечение в виде денежных средств в следующих случаях:

  • заявка участника в течение одного квартала была отклонена по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги передаются заказчику, который отклоняет заявку такого участника в третий раз, по истечении 30 дней после принятия такого решения (ч. 27 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);

При этом Минэкономразвития России считает, что квартал нужно исчислять с момента первого отклонения (письмо от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2803). Это противоречит правилу, установленному пунктом 2 статьи 192 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой норме отсчет кварталов ведется с начала года.

Участник подал одновременно шесть заявок на участие в аукционах на одной площадке. Вторые части трех из них заказчик признал не соответствующими требованиям документации о закупке. Оператор перечислил обеспечение третьей несоответствующей заявки заказчику. Вправе ли участник требовать возврата обеспечения всех своих заявок?

Судебная практика не дает однозначного ответа на данный вопрос.

Некоторые суды полагают, что при одновременной подаче заявок участник не мог знать заранее, что часть из них будет отклонена. Значит, в его действиях отсутствует признак систематичности, необходимый для применения санкции, установленной частью 27 статьи 44 Закона № 44-ФЗ (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 ноября 2015 г. № Ф08-7252/2015 по делу № А32-981/2015).

Большинство же считают, что рассматриваемая санкция является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушения, допущенные участником. Для ее применения не имеет значения одновременность подачи заявок, поскольку закон не устанавливает каких-либо минимальных интервалов подачи заявок в течение квартала.

Кроме того, оператор электронной площадки не имеет права устанавливать наличие или отсутствие вины участника, а лишь констатирует с помощью программного обеспечения троекратное нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2015 г.

№ Ф01-1528/2015 по делу № А43-16219/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2015 г. № 09АП-7990/2015-ГК по делу № А40-120829/14).

При одновременной подаче трех и более заявок на одну площадку участнику необходимо тщательно проверить их на соответствие требованиям закона и документации о закупке. Ведь, принимая решение об участии в закупке, участник несет риск наступления неблагоприятных последствий, в том числе и привлечения к ответственности за нарушения Закона № 44-ФЗ.

  • победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет (или предоставляет с нарушениями условий, установленных в законе) в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Вправе ли участник требовать возврата обеспечения заявки, если антимонопольный орган признал его уклонившимся от заключения контракта, но не внес сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков?

Нет, не вправе.

Для удержания обеспечения часть 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ не требует, чтобы антимонопольный орган включил участника в реестр недобросовестных поставщиков (письмо Минэкономразвития России от 28 мая 2015 г. № Д28и-1559).

Отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, тоже отказывается заключать контракт, его средства не блокируются.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki_rekomendacii_ispolnitelju/kak_obespechit_zajavku_na_uchastie_v_zakupkakh_po_kontraktnoj_sisteme/122-1-0-3114

Юриста слово
Добавить комментарий