Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Сомнительным называется долг перед организацией, который вероятно не будет погашен полностью или частично.

Резерв с такими долгами компании создают, чтобы бухгалтерская отчетность содержала достоверные данные о ее дебиторской задолженности.

В этой статье наш лектор-эксперт Ирма Гучуа раскрывает различия создания резерва для бухгалтерского и налогового учета и рассматривает следующие вопросы:

  • Что такое «сомнительный долг» и «резерв по сомнительным долгам»?
  • Как это помогает оптимизировать налог на прибыль в бизнесе?
  • В каких случаях необходимо создание резерва?

Ирма Джемаловна Гучуа

Аттестованный налоговый консультант, финансист, внутренний аудитор. Сертифицированный специалист в области бухгалтерского учета и налогообложения. Лектор, преподаватель программ повышения квалификации финансистов и бухгалтеров с 2013 года.

Ведущий лектор-эксперт академии. Ведет вебинары, которые помогают бухгалтерам разобраться в вопросах:

  • текущих и будущих изменений в налогообложении
  • ведения учета и составления отчетности на производстве
  • налогового контроля и налоговой нагрузки на предприятия

Для чего создается резерв по сомнительным долгам

Для того, чтобы это выяснить, необходимо обратиться к положению по бухгалтерскому учету (ПБУ) и налоговому кодексу (НК).

Для начала важно выявить определения резерва и сомнительного долга. Согласно толковому словарю Ушакова, резерв – это:

1.Запас чего-н., то, что можно использовать в случае надобности;

2.Запасный фон. Налоговый кодекс РФ (ст.

266 НК РФ) приводит следующее определение сомнительного долга: «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

ПБУ определяет «сомнительную дебиторскую задолженность» в Приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н п.

70 как задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Упрощая определение, резерв – это запас, подстраховка, которую компания создаёт в случае наличия долга, и задолженность переходит в статус сомнительного.

Создание резерва для бухгалтерского и налогового учета

Для целей бухгалтерского учета и налогового учета резерв создается различными способами и для разных целей.

Резерв по сомнительным долгамДля налогового учетаДля бухгалтерского учета
Причина созданияпо задолженности, возникшей в связи с не погашенной в срок реализациейпо любой задолженности
Кто создаеткомпания может создаватькомпания обязана создавать
Отличия и ограничениярезерв позволяет учесть потери от возможности невозврата задолженности в ранние сроки, уменьшает налогооблагаемую базу в период его созданияцели признания резерва, суммы, сроки, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, прочее

Для налогового учета резерв создается исключительно по задолженности, возникшей в связи с не погашенной в срок реализацией. По полученным или выданным авансам резерв не создается, как и не создается резерв по займам и кредитам.

В бухгалтерском учете резерв создается по любой задолженности. Компания может создать резерв как по покупателю, так по поставщику не только в случае наличия просроченной задолженности, но и в случае возникновения сомнения в том, что задолженность может быть не погашена в срок. Основанием является признания задолженности сомнительной, и здесь важно профессиональное суждение.

Следующее ключевое отличие заключается в том, что в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом компании, тогда как в бухгалтерском учете – ее обязанностью. Если организация относится к субъектам малого предприятия, она тоже обязана создавать резерв по сомнительным долгам.

Кроме этого существует целый ряд других ограничений по признанию резерва, таких как суммы, сроки, обязательное проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и другие. Однако самым главным является отличие по цели признания резерва, и здесь решение о целях использования принимает сама компания.

В налоговом учете резерв позволяет учесть потери от возможности невозврата задолженности в ранние сроки. Резерв, в свою очередь, уменьшает налогооблагаемую базу в период его создания.

После погашения долга контрагентом резерв необходимо восстановить и увеличить налогооблагаемую базу.

Таким образом, компания может в краткосрочном или долгосрочном периоде регулировать налог на прибыль с помощью резерва.

Резерв в управленческом учете

В бухгалтерском или управленческом учете цель создания резерва иная. В процессе осуществления хозяйственной деятельности у компании возникает разного рода задолженность.

Основным требованием к финансовой отчётности является её достоверность, которую можно достичь с помощью создания резерва. При формировании финансового отчета (баланса) дебиторская и кредиторская задолженность указывается за минусом созданного резерва, что показывает достоверное финансовое положение компании как собственникам, так и потребителям отчетности.

К созданию резерва по сомнительным долгам необходимо подходить осознанно, предварительно просчитав все плюсы и минусы. Важно понимание целей его создания, которые могут варьироваться от управленческих до целей уменьшения налога на прибыль.

Участвуйте в вебинарах по налогам и бухучету, чтобы разобраться в вопросах создания резерва по сомнительным долгам и многом другом под руководством лектора-эксперта!

НДФЛ: важные изменения 2018 и прогноз 2019 Учет затрат на производстве и снижение налоговой нагрузки

Ирма Гучуа
лектор-эксперт Финансовой академии «Актив», сертифицированный специалист в области бухгалтерского учета и налогообложения

Источник: https://finacademy.net/materials/article/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-ua

Из статьи Вы узнаете:

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений.

В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н.

По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка.

Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности.

Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.

), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации.

Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар.

Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга.

На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

ДатаДебетКредитСумма, руб.операции
31.08.201491-263 / ООО «Икс»118 000,00Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

ДатаДебетКредитСумма, руб.операции

Источник: http://buh-aktiv.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete/

Размер резерва по сомнительным долгам

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

статьи:

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

2. Учетная политика по сомнительным долгам

3. Приказ по сомнительным долгам образец

4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

5. Восстановление резерва по сомнительным долгам

6. Использование резерва по сомнительным долгам

7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками

8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.3

10. Резерв по сомнительным долгам в балансе

11. УСН резерв по сомнительным долгам

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

2. Учетная политика по сомнительным долгам

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

Источник: https://azbuha.ru/raschety-s-kontragentami/razmer-rezerva-po-somnitelnym-dolgam/

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Чтобы уменьшить налоговое бремя по налогу на прибыль, организация вправе воспользоваться возможностью, предоставленной ей Налоговым кодексом и уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы резервов по сомнительным долгам.

Данное право установлено и регламентируется 266 статьей Налогового кодекса.

В соответствии с п.3 ст.266 НК РФ, налогоплательщики вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей НК РФ.

При этом суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются:

  • в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Обратите внимание: Для того, чтобы использовать предоставленное Налоговым кодексом право на создание резервов по сомнительным долгам, организации необходимо закрепить порядок их создания в учетной политике для целей налогового учета компании.

В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя

В бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

Начиная с отчетности за 2011 год действует новая редакция данного ПБУ, в соответствии с которой создание оценочного резерва по сомнительным долгам (в случае их наличия) из права превратилось в обязанность для всех организаций.

В соответствии с п. 70 ПБУ по ведению бухучета, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Соответственно, в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета в настоящее время нет нужды указывать, будет создавать организация резерв или нет.

В ней закрепляется лишь порядок создания данного резерва и критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.

Таким образом, создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете будет способствовать сближению налогового и бухгалтерского учета организации и уменьшению временных разниц, определяемых в соответствии с ПБУ 18/02. 

Данная статья поможет бухгалтеру сориентироваться в особенностях формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии с положениями НК РФ.

Кроме того, будет рассмотрен порядок использования и восстановления резервов, а так же некоторые комментарии Минфина, касающиеся резервов по сомнительным долгам.

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в соответствии с налоговым кодексом

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком возникшая в связи:

  • с реализацией товаров,
  • выполнением работ,
  • оказанием услуг,

в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена:

  • залогом,
  • поручительством,
  • банковской гарантией

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом (п.4 ст.266 НК РФ):

1.   По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней:

  • в сумму создаваемого резерва включается 100% выявленной на основании инвентаризации задолженности.

2.   По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно):

  • в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности.

3.   По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней:

  • сумма создаваемого резерва не увеличивается.

Обратите внимание: Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном 266 статьей НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.266 НК РФ, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

  • истек установленный срок исковой давности,
  • в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, необходимо помнить, что в отличии от бухгалтерского учета, в налоговом на размер создаваемого резерва НК РФ введены некоторые ограничения.

В соответствии с п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 Налогового кодекса.

Соответственно, компания может самостоятельно установить любой размер процента от выручки, используемый для создания резерва по сомнительным долгам в НУ, не превышающий 10% и отразить это в своей учетной политике для целей налогового учета.

Сумму выручки для расчета вышеназванного процента необходимо брать без НДС.

Разъяснения Минфина по этому вопросу содержатся в Письме от 12.11.2009г. №03-03-06/1/745:

«Согласно п. 1 ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 248 Кодекса установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, при создании резерва по сомнительным долгам выручка принимается без учета налогов, в том числе НДС

Таким образом, в учете предприятия даже при создании резервов по сомнительным долгам для целей налогового учета, могут возникать временные и/или постоянные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению:

  • в состав внереализационныхдоходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению:

  • во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению:

  • в состав внереализационных расходов.

Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с 266 статьей НК РФ, осуществляется:

  • за счет суммы созданного резерва.

При этом, данная норма распространяется только на те долги, на суммы которых создавался резерв и не относится к тем долгам, на которые резерв не создавался.

Безнадежные долги, по которым резерв по сомнительным долгам не создавался, являются убытками, приравненными к внеареализационным расходам и учитываются:

  • в составе внереализационных расходов в соответствии с пп.2 п.2 ст. 265 НК РФ.

Такой же позиции придерживается Минфин в своем Письме от 14.11.2011г. №03-03-06/1/750:

«На основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Учитывая изложенное, если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам.

В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Если же резерв по сомнительным долгам в отношении указанной задолженности не создавался, то, по нашему мнению, данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.»

При создании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения налогом на прибыль, его необходимо формировать с начала налогового периода исходя из требований ст.313 НК РФ*.

*В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть:

  • применяется последовательно от одного налогового периода к другому. 

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/24417-sozdanie-rezervov-po-somnitel-nym-dolgam-v-nalogovom-uchete.html

Резерв по сомнительным долгам в учете (2019)

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Изменились правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Создавайте резерв с учетом поправок и разъяснений чиновников.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен ПБУ, которое Минфин утвердил приказом от 29.07.98 № 34н.

Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. Но делать это необходимо не реже, чем составлять отчетность для пользователей.

Размер резерва определяют отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки погашения долга.

Чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента.

Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие. 

Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок создания и использования резерва организация определяет сама и закрепляет в бухгалтерской учетной политике. 

Счет для учета резервов – 63 “Резервы по сомнительным долгам”. Аналитический учет ведут по каждому долгу. Запись делают по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 “Прочие расходы”. 

Размер резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может измениться с появлением новой информации. Изменения отражают записями:

  • увеличение – по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63;
  • уменьшение – по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, резерв в какой-либо части не будет использован, то остаток учитывают при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года – присоединяют к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 ПБУ).

Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. На основании новой инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.

В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показывают, а размер долга, по которому образован резерв, отражают за вычетом суммы резерва. На ту же величину уменьшают нераспределенную прибыль (п. 35 ПБУ 4/99).

Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

С 2017 года действуют новые правила для расчета резерва по сомнительным долгам. Теперь в течение года можно списывать больше расходов. Чтобы без ошибок и с выгодой рассчитать резерв, следуйте основным правилам.

1. Выберите лимит отчислений. Компания вправе выбрать, как считать лимит отчислений в резерв в течение года. Это может быть 10 % от выручки за отчетный период, как было раньше. Но теперь можно взять 10 % от выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Если выручка за прошлый год больше, выгоднее брать ее. Но в конце налогового периода потребуется скорректировать расходы. В итоге лимит за год не должен превышать 10 % от выручки за текущий налоговый период.

В учетной политике не записывайте, как считаете лимит. От квартала к кварталу способ можно менять. Например, в первом квартале можно посчитать резерв с ограничением от выручки за прошлый год, а за полугодие – от выручки за текущий период.

2. Проводите инвентаризацию кредиторской задолженности. Перед тем как создать резерв, проверьте кредиторскую задолженность. Если с контрагентом есть встречные долги, учесть при создании резерва можно только разницу между дебиторкой и кредиторкой. Это правило теперь записано в кодексе (п. 1 ст. 266 НК РФ). Встречная кредиторка уменьшает долги, даже если она не просрочена.

В резерве учитывайте только долги, которые связаны с реализацией товаров, работ и услуг. Какую дебиторку списать не получится, смотрите в памятке.

Какие долги не учитывают в резерве сомнительным долгам

Деньги в банке без лицензии. Остаток на расчетном счете не связан с продажей товаров, работ или услуг. Списать деньги получится, когда долг станет безнадежным, то есть после ликвидации банка (письмо Минфина от 22.03.16 № 03-03-05/15801).

Штрафы и неустойки по договору. По мнению налоговиков, такие долги не связаны с реализацией. Судьи поддерживают инспекторов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.02.17 № А40-132830/2016).

Долги по займам. Это не дебиторка за товары, работы, услуги (письма Минфина от 23.06.16 № 03-03-06/1/36577, от 01.02.16 № 03-03-06/1/4148).

Авансы поставщикам. Компания не учитывает предоплату в расходах. Нельзя списать авансы и как сомнительные долги (письмо Минфина от 04.09.15 № 03-03-06/2/51088).

Долги, которые обеспечены залогом, поручительством или гарантией. Такое правило предусмотрено в пункте 1 статьи 266 НК РФ. Задолженность с обеспечением нельзя признать сомнительным долгом, а значит и включить в состав резерва.

3. Требуйте, чтобы должник вернул деньги. Инспекторы снимают расходы на резерв, если компания не пыталась взыскать долг перед списанием.

Причем, если налоговики докажут, что компания завышает резерв, судьи поддержат налоговиков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.16 № Ф04-28574/2015).

Чтобы не спорить, попытайтесь взыскать долг с покупателя. Направьте ему претензию, потребуйте проценты за просрочку.

У 83 % компаний есть контрагенты, которые не платят в срок. Это показал опрос УНП. Партнеры скрываются, не отвечают на звонки и письма. Это обычная ситуация для тех, кто вам должен. Действуйте, чтобы вернуть свои деньги. Грамотно нарушайте стандарты. Некоторые уловки оказываются гораздо эффективнее привычных способов.

7 способов вернуть долг без суда

Резерв по сомнительным долгам в учетной политике

Закрытое акционерное общество «Альфа»

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

г. Москва 28.12.18

ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2019 год согласно приложению.

 2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор

А.В. Львов

Приложение к приказу

от 28.12.18 № 56

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания резерва по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства:а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией ит. п.);

в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

32. В зависимости от наличия обстоятельств, перечисленных в п. 31 учетной политики, резервы по сомнительным долгам создаются в следующих размерах.

Дебиторская задолженностьОбстоятельства признания дебиторской задолженности сомнительной (п. 31)
Подпункт «б» Подпункт «в»Подпункты «б», «в»
Просрочки нет0%50%80%
Просрочка менее 30 дней50%70%100%
Просрочка более 30 дней 100%100% 100%

В случае наличия информации, подтверждающей отсутствие возможности исполнения

обязательства должником, резерв по сомнительным долгам создается в размере 100% независимо от периода просрочки и иных обстоятельств. Решение о создании резерва в таком случае утверждается руководителем.

Ситуации, в которых не будет претензий к резервам по сомнительным долгам

Есть четыре ситуации, в которых налоговики больше не предъявляют претензии к резервам по сомнительным долгам. УФНС по г. Москве во внутреннем документе назвало случаи, когда удовлетворило апелляции компаний. Все инспекции столицы получили из УФНС обзор апелляций по спорам о резервах по сомнительным долгам.

Управление предупредило инспекторов, в каких случаях отменит их решение, поэтому на проверках инспекторы станут реже исключать долги из резервов.

Неподробные акты. Компания на проверку сдала договор купли-продажи техники, акты приема-передачи, паспорт техники и счета-фактуры. Эти документы подтверждали сомнительный долг.

 Налоговики нашли изъян в актах: из них не было понятно, что за технику компания передала, а также относятся ли акты к договору. Инспекторы исключили долг из резерва. УФНС посчитало, что документов достаточно, и поддержало компанию.

Управление отметило, что все обязательные реквизиты в актах есть (ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Инспекторы не упускают случая снять расходы из-за дефектов первички. Вряд ли претензии к ней совсем прекратятся. Безопаснее четко писать в актах, какие работы и услуги компания передает.

Дебиторская задолженность в у.е. У компании была дебиторка в условных единицах. На проверке налоговики изучили накладные и решили, что компания завысила резерв. При этом контролеры брали размер дебиторки на дату реализации товара. УФНС с ними не согласилось.

Специалисты управления рассуждали так: инвентаризация расчетов – это проверка сумм на счетах бухучета (п. 3.44 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). В бухучете компании пересчитывают дебиторку в рубли на конец отчетного периода (п. 7 ПБУ 3/2006). Налоговики определили сумму долга на неверную дату, поэтому УФНС отменило их решение.

Запишите в учетной налоговой политике, что проводите инвентаризацию дебиторки для резерва по сомнительным долгам по правилам приказа № 49 . В бухучете пересчитывайте долг в рубли каждый отчетный период (месяц, квартал или год – по решению компании). При инвентаризации берите данные бухучета. Предъявите учетную политику на проверке, это объяснит налоговикам, как организация формирует резерв.

Ежеквартальный резерв. Компания создавала резерв ежеквартально. Инспекция на проверке запросила у нее акты инвентаризации задолженности, акты сверки, первичку.

Налоговики изучили документы и пришли к выводу, что компания включила в резерв лишние суммы. Но инспекторы допустили ошибку. Они требовали бумаги только на конец года, а документы по каждому кварталу не запрашивали и не изучали.

Из-за этого УФНС посчитало выводы ревизоров безосновательными.

На проверках вы не обязаны сдавать документы, которые налоговики не требуют. Но, если видите, что у инспекторов не хватает данных для верного расчета, в ваших интересах подать дополнительные документы. Если инспекторы смогут проверить сумму резерва, спора не будет.

Ошибка, которая не влияет на налог. Компания полностью записала в резерв сомнительный долг, который образовался менее 90 календарных дней назад. Этим она нарушила пункт 4 статьи 266 НК РФ.

Инспекторы уменьшили резерв и доначислили налог за год. Но они не учли, что компания включила долг в резерв только по итогам полугодия. На расходах за девять месяцев и за год ошибка не отразилась.

УФНС решило, что компания расходы не завысила.

Если контрагент задержал оплату более чем на 90 календарных дней, учитывайте долг в резерве целиком, если на 45-90 дней – включите в резерв половину долга. Долги с просрочкой менее 45 дней в резерве не учитывайте. Если включили долг в резерв по ошибке, исправьте ее, даже если компания налог не занизила.

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/51849-rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-uchete-2019

Юриста слово
Добавить комментарий