Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

Закупка лекарственных средств по 44-ФЗ

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Дополнительные требования к поставщикам

Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые при закупках лекарственных средств.

Во-первых, участник закупки должен иметь лицензию на производство лекарственных средств и (или) на осуществление фармацевтической деятельности.

Во-вторых, если по контракту предполагается закупка наркотических или психотропных лекарственных средств, то участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

В-третьих, участник закупки лекарственных средств, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта.

Обоснование может содержать гарантийное письмо от производителя, включающее в себя цену и количество поставляемого товара, иные документы, которые подтверждают возможность осуществить поставку товара по предложенной цене.

В случае невыполнения данного требования или признания предложенной цены необоснованной конкурсная заявка отклоняется, а при проведении аукциона его победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

В-четвертых, при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖВНЛС), их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. Иначе заявка будет отклонена (ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ).

В отрывке из вебинара «Особенности закупок в медицине по 44-ФЗ» лектор расскажет, можно ли устанавливать в процентах срок годности.

Электронный аукцион 

Это основной способ приобретения лекарственных средств. Дело в том, что заказчики должны проводить закупки в форме электронного аукциона при наличии закупаемых товаров в перечне, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Лекарства как раз входят в аукционный перечень № 471-р по ОКПД 21.20.1 «Препараты лекарственные», наряду с прочими позициями.

Запрос котировок 

В некоторых случаях закупка может осуществляться путем запроса котировок. Например, если:

  1. Заказчик проводит закупку не дороже 500 тыс. руб. 
  2. Заказчик расторг в одностороннем порядке уже заключенный контракт на препараты, которые закупает.
  3. Контракт расторгнут по суду из-за того, что победитель не поставляет лекарства из ЖНЛВЛ.
  4. ФАС или суд отменили результаты электронного аукциона и разрешили провести запрос котировок.

В последних трех случаях контракт заключают на срок, который не превышает время, необходимое для проведения нового аукциона (ч. 2 ст. 76 Закона № 44-ФЗ). Количество закупаемых лекарств при этом должно соответствовать нуждам заказчика на этот срок.
Приглашение принять участие в запросе котировок заказчик должен отправить не менее, чем трем поставщикам (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). 

Запрос предложений

Заказчик вправе закупать медикаменты путем проведения запроса предложений, когда препарат необходим для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на срок его лечения (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график медучреждения, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия. Решение фиксируют в медицинских документах пациента, журнале врачебной комиссии и включают в реестр контрактов вместе с заключенным контрактом.

 

У единственного поставщика

Пункт 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешает закупку лекарственных средств у единственного поставщика. В этом случае необходимо учитывать ряд особенностей:

  • объем поставки не может превышать 200 000 рублей;
  • предметом закупки являются препараты, рассчитанные на одного больного;
  • есть решение врачебной комиссии, подтверждающее наличие медицинских показаний у пациента;
  • объем препаратов соответствует сроку лечения больного;
  • решение врачебной комиссии подлежит размещению в ЕИС вместе с контрактом.

Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести, когда медикаменты требуются для срочного медицинского вмешательства после аварии или катастрофы.

Сейчас разрабатывается законопроект на покупку лекарств для онкобольных не дороже 600 тыс. рублей, так как таким пациентам часто нужны дорогие препараты максимально быстро.

Наименование лекарственного средства

По общему правилу, если объектом закупки являются лекарственные средства, то в извещении о закупке указывается международное непатентованное наименование (МНН).

 Если у лекарственного средства МНН отсутствует, следует указывать химические, группировочные наименования (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

В некоторых случаях закупать лекарственные препараты можно по торговым наименованиям:

Формирование лотов

Закупка лекарств по 44 ФЗ имеет еще одну особенность, которая связана с формированием лотов. Смешивать в одном лоте лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями), можно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение, установленное в постановлении Правительства РФ от 17.10.2013 г. № 929: 

  • 1 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. руб.; 
  • 2,5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.; 
  • 5 млн. рублей — для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. руб. 

Кроме того, нельзя смешивать в одном лоте лекарственные средства с МНН и лекарственные средства с торговыми наименованиями.

Эти правила действуют на закупки всех видов лекарств, кроме закупок по офсетному контракту, одно из условий которого — инвестировать часть суммы контракта в экономику страны (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).

Интересно письмо ФАС от 09.06.2015 N АК/28644/15. В нем антимонопольная служба перечисляет требования к поставщику и товару, которые считает ограничением конкуренции. Например, в одну закупку нельзя включать:  

  • Лекарства и медицинские изделия; 
  • Лекарства и устройства для их разведения или введения; 
  • Уникальные лекарства без аналогов и лекарства, у которых есть несколько торговых наименований и т.д. 

Кроме того, антимонопольная служба считает недопустимым указание в закупке требований к объему наполнения упаковки вместо дозировки, составу вспомогательных компонентов, остаточному сроку годности, температуре хранения и других. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в письме ФАС.

Особенности закупки лекарств из Перечня ЖНВЛП

Цены на лекарства из перечня ЖНВЛП регулируются государством следующим образом:

  • устанавливаются методики определения производителями лекарств предельных отпускных цен;  
  • регистрируются предельные отпускные цены на такие препараты;
  • ведется реестр предельных отпускных цен, который размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора;
  • утверждаются методики установления на региональном уровне предельных отпускных и розничных надбавок на лекарства.  

Начальную (максимальную) цену контракта надо определять по правилам Закона № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519).

Основания для отстранения участников закупки ЖНВЛП

При закупке лекарств ЖНВЛП, в любой момент можно  отстранить от закупки участника, или отказаться от заключения контракта с победителем торгов (ч. 10 ст. 31 Закона № 44 ФЗ):

  • если предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
  • если при превышении предельных цен победитель определения поставщиков отказывается их понижать.

Нужно ли в этом случае передавать данные об участнике в Реестр недобросовестных поставщиков? В Минфине считают, что не нужно. В письме от 04.09.2017 № 24-02-08/56717 чиновники пояснили: участник попадает в РНП, если нарушил условия контракта. В указанном случае контракт с ним заключен не был. 

Следует помнить, что цена лекарства содержит сумму НДС (10 %) и региональные оптовые надбавки (предельные размеры оптовых и розничных надбавок на лекарства утверждены постановлением Правительства от 29.10.

2010 № 865, устанавливают их региональные власти). А вот цены в реестре предельных отпускных цен не включают в себя ни НДС, ни надбавки.

Поэтому заказчик должен сравнить «цену на лекарство», которое предложено участником,  и «цену производителя».

Если обнаружено превышение предельных цен, заказчик может указать участнику на необходимость:

  • уменьшения цены на лекарство до размера, который не будет превышать предельную отпускную цену;
  • пропорционального снижения общей цены контракта.

Если участник закупки допустил снижение НМЦК более, чем на 25%, то он должен (ст. 37 Закона № 44-ФЗ):

  • доказать свою добросовестность;
  • показать расчеты представленной «демпинговой» цены на лекарство.

Если участник закупки не выполнит это требование, заказчик обязан отказаться от заключения контракта.

В ЕИС заказчик размещает протокол об отказе в заключении контракта, в течение двух дней он направляется заказчиком победителю в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 31 Закон № 44-ФЗ.

Описание предмета закупки

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

  1. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
  3. В описании объекта закупки не должны содержаться требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товаров, наименования производителя, за исключением случаев, если иначе невозможно более точно описать характеристики объекта. Указывать товарные знаки можно лишь в том случае, если при выполнении работ или оказании услуг будут использоваться товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Правильно составить описание предмета закупки поможет Государственный реестр лекарственных средств. В нем можно найти следующую информацию: о МНН, составе, лекарственных формах, дозировке, показаниях/противопоказаниях, побочных эффектах, сроке годности, условиях хранения, условиях отпуска,  входит ли лекарственный препарат в перечень ЖНВЛП.

Заказчикам необходимо очень осторожно подходить к описанию объекта закупки при составлении конкурсной документации. Нельзя в документации закупки указывать терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара. Например,

  • указание конкретных лекарственных форм препаратов («порошок», капсулы», «таблетки», «раствор» и т.д);
  • определенная дозировка лекарственного препарата;
  • требования к составу вспомогательных веществ или режиму хранения препаратов;
  • указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке);
  • описание цвета, формы, вкуса таблеток (капсул), цвета, формы и материала первичной и вторичной упаковки и т.д.;
  • объединение в один лот лекарственных препаратов, имеющих в пределах одного МНН несколько торговых наименований, с уникальными лекарственными препаратами, имеющими только одно торговое наименование в пределах соответствующего МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупка лекарственных средств совместно с медицинскими изделиями и иными товарами.

ФАС считает, что такое описание является одним из видов ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, и, следовательно, ограничения конкуренции (Письмо ФАС от 9.06.2015 № АК/28644/15).

Описывать объект закупки стоит максимально общими категориями. Любое дополнительное требование к объекту закупки заказчик должен обосновать, например, требования к режиму хранения.

В дальнейшем участник закупки должен конкретизировать лекарственные средства, которые он планирует поставить по контракту.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов».

Источник: //School.Kontur.ru/publications/1554

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

Рассчитать НМЦК лекарственных препаратов сложнее, чем стоимость других товаров.

При выборе единицы препарата нужно учесть эквивалентные дозировки или способы его введения.

Стоимость единицы препарата вам нужно определить несколькими способами, а при расчете общей стоимости учесть оптовые надбавки для вашего региона, НДС и предельные цены для использования оптовых надбавок.

За неправильный расчет вам грозит штраф до 50 тыс. руб.

Если закупка не состоялась, поскольку никто не подал заявку, нужно пересчитать НМЦК и провести закупку повторно.

Как определить единицу лекарства для расчета НМЦК

Какую единицу измерения лекарства выбрать для расчета цены, вы должны решить сами.

Для этого проверьте в реестре предельных цен (//grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx), есть ли у препарата, который вы закупаете, эквивалентные дозировки и лекарственные формы.

Если таких форм нет, то в качестве единицы товара выберите ту лекарственную форму, которая есть у препарата, например таблетку.

Если у препарата есть альтернативные лекарственные формы или дозировки, то в качестве единицы выберите грамм действующего вещества. Это позволит определить реальную цену препарата независимо от производителя, лекарственной формы или дозировки.

Если препарат нужен в определенной первичной потребительской упаковке (например, вы закупаете раствор для инфузий и вам нужен определенный объем флакона), то выберите в качестве единицы флакон, даже если у препарата есть альтернативные упаковки.

Это следует из Письма Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5.

Пример выбора единицы лекарственного препарата

Если вы планируете купить таблетки с МНН метформин с дозировкой 850 мг, за единицу возьмите 1 таблетку, поскольку в реестре предельных цен эквивалентных дозировок и форм для метформина с этой дозировкой нет.

Однако, если вы закупаете метформин с дозировкой 1 000 мг, то в реестре для него есть таблетки с эквивалентной дозировкой 500 мг. Поэтому, чтобы учесть все варианты дозировок для расчета цены, возьмите массу действующего вещества, например 1 грамм метформина.

Как определить цену за единицу лекарственного препарата

Если вы закупаете препарат из Перечня ЖНЛВП, то рассчитать цену за единицу препарата нужно сразу тремя методами: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифным и в некоторых случаях методом определения средневзвешенной цены.

Если препарат не из Перечня ЖНЛВП, используйте метод анализа рынка и в некоторых случаях метод определения средневзвешенной цены.

После расчета всеми этими методами из всех цен выберите наименьшую.

Такие правила установлены в п. п. 3, 5 Порядка определения НМЦК.

С 1 января 2019 г. вам необходимо использовать еще и референтную цену из единой государственной системы здравоохранения (пп. «в» п. 3, п. 4 Порядка определения НМЦК).

Как рассчитать цену методом анализа рынка

Для расчета цены путем анализа рынка (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

  • получите ценовые предложения от потенциальных поставщиков.

Это можно сделать одним из следующих способов:

— направить запросы о предоставлении коммерческих предложений минимум пяти поставщикам, которые имеют опыт поставки такого товара (работы, услуги). Например, по электронной почте.

Главное — укажите в запросах характеристики товаров (работ, услуг) и условия закупки. Ответы на эти запросы вы также можете получить по электронной почте (Письмо Минэкономразвития России от 10.05.

2016 N Д28и-1308);

— узнать стоимость из исполненных контрактов, которые размещены в реестре контрактов в ЕИС. При этом они должны быть схожи с вашей закупкой и исполнены без штрафов (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

— взять информацию о ценах из общедоступных источников, например из интернет-сайтов производителей и поставщиков. Чтобы зафиксировать стоимость, сделайте снимок экрана (скриншот) соответствующего сайта или сохраните прайсы, указав при этом, откуда они получены. Также можно использовать статистические данные, каталоги товаров (работ, услуг) и т.п. (п. п. 2 — 8 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: полученные цены должны быть без НДС, а если препарат из Перечня ЖНВЛП, то еще и без оптовой надбавки. Поэтому при запросе коммерческих предложений попросите, чтобы поставщик указал такую цену. Если берете информацию из реестра контрактов, эту цену можно увидеть во вложенных контрактах;

  • сравните полученные цены и выберите минимальную.

Поскольку Закон N 44-ФЗ не определяет, какую из полученных цен выбрать, для экономии рекомендуем выбрать минимальную (см., например, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.02.2016 по делу N 44-672/16). Кроме того, это обосновано требованиями п. п. 5, 10 Порядка определения НМЦК.

Как рассчитать цену единицы препарата тарифным методом

Этот метод нужно использовать, только если закупаете лекарства из Перечня ЖНВЛП.

Для этого зайдите на сайт госреестра предельных отпускных цен: //grls.rosminzdrav.ru/pricelims.aspx. Введите МНН вашего лекарства.

Сайт выдаст вам список лекарств с одним МНН. Там могут быть лекарства разных производителей в разных потребительских упаковках или дозировках. Для каждого из них будет указана цена за потребительскую упаковку.

Среди всех предложенных вариантов выберите препараты:

  • с такой же или кратной дозировкой, например для таблетки с дозировкой 1 000 мг кратной будет дозировка 500 мг;
  • в такой же или эквивалентной первичной потребительской упаковке, если вам важна именно такая упаковка. Например, если закупаете раствор для инфузий во флаконах по 200 мл, из предложенных вариантов выбирайте только такие флаконы.

После этого разделите цену за потребительскую упаковку на нужную вам единицу препарата в этой упаковке.

Рассчитайте таким образом все варианты и выберите наименьшую цену за единицу препарата (Письмо от 14.02.2018 N 418/25-5).

Расчеты оформите в виде таблицы и сделайте приложением к обоснованию НМЦК.

Пример расчета цены единицы препарата тарифным методом

В реестре цена потребительской упаковки указана 1 000 руб. В упаковке 10 таблеток с дозировкой по 0,2 г.

Если вы выбрали за единицу расчета таблетку, то просто разделите 1 000 руб. на 10 таблеток и получится цена одной таблетки 100 руб.

Если вы выбрали в качестве единицы препарата цену за грамм действующего вещества, то посчитайте, сколько граммов в упаковке (10 таблеток x 0,2 г = 2 г), и после этого 1 000 руб. разделите на 2 г. Цена за грамм равна 500 руб.

Обратите внимание: в реестре может быть неактуальная цена или цена лекарства, производство которого прекращено или по иным причинам оно не поставляется на рынок. Такие цены вы можете не учитывать в расчете. Укажите, почему вы не берете эту цену (Письмо Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5).

Из получившихся цен не нужно выделять НДС и оптовую надбавку: в реестре они не учитываются.

Как рассчитать средневзвешенную цену единицы препарата

Средневзвешенную цену нужно считать, только если в вашей организации за последние 12 месяцев были закупки такого же или эквивалентного лекарства (Письмо от 14.02.2018 N 418/25-5).

Чтобы рассчитать цену единицы препарата:

  • выберите из реестра контрактов те, по которым поставлялось нужное лекарство. Такие контракты должны быть исполнены без нарушений обязательств поставщиком. Не берите контракты, по которым поставлялось лекарство для конкретного пациента по медпоказаниям (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, пп. «б» п. 3 Порядка определения НМЦК);
  • возьмите стоимость единицы препарата из контракта, вычтите из нее НДС 10%, а если препарат из Перечня ЖНЛВП, то еще и оптовую надбавку. Размер надбавки можно узнать из Протокола согласования цены, который прилагался при поставке лекарств. Такие правила установлены в п. 6 Правил определения надбавок к ценам ЖНВЛП, Письмах Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5, ФАС России от 08.02.2018 N РП/8185/18;
  • рассчитайте средневзвешенную цену.

Для этого умножьте цену за единицу препарата по контракту на количество препаратов по этому контракту и разделите на количество купленных препаратов.

Если у вас было несколько контрактов, то умножьте цену за единицу препарата на количество препаратов по каждому контракту отдельно, сложите их и разделите на общее количество купленных препаратов по всем контрактам.

Пример расчета средневзвешенной цены по нескольким контрактам

Вы планируете закупить в декабре 2018 г. натрия хлорид — раствор для инфузий во флаконах по 200 мл. В январе вы закупили 10 000 флаконов и в мае — 7 000 флаконов. Стоимость лекарства по январскому контракту составила 15 руб. за один флакон без НДС и оптовой надбавки, а по майскому — 16 руб.

Средневзвешенная цена равна:

((10 000 x 15) + (7 000 x 16)) : (10 000 + 7 000) = (150 000 + 112 000) : 17 000 = 15,41 руб.

Источник: //urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-rasschitat-nmck-pri-zakupke-lekarstvennyx-preparatov-po-zakonu-n-44-fz.html

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупкиНМЦКСроки размещения
Открытый конкурсНезависимо от суммыВ пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукционБолее 3 млн. р.Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р.Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировокСвыше 250 тыс. р.Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р.Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложенийНезависимо от суммыКак минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики).

Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст.

22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним.

При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе.

Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке.

Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%.

Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту.

Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ.

Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования.

Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%,  заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки.

При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком.

При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: //zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html

Посадочные

Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ

Шадрина Т., эксперт журнала

В начале 2017 года Правительство РФ уполномочило Минздрав на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения. 26 октября этого года ведомство издало Приказ № 871н, который установил порядок определения такой цены. Рассмотрим единые правила расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком при закупке лекарственных препаратов.

Нмцк и цена контракта с единственным поставщиком

Начальная (максимальная) цена контракта – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом – путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, является фиксированной суммой. Она определяется и обосновывается заказчиком до начала закупки. Заказчики должны включить НМЦК в план-график закупок и обосновать ее при формировании данного документа. В Законе № 44-ФЗ[1] названы общие способы определения и обоснования цены контракта (ст. 22).

Определение размера НМЦК очень важно, потому что он может повлиять на:

1) способ осуществления закупки. Если заказчик выбирает конкурс или аукцион, то размер НМЦК не важен, как, впрочем, и при осуществлении закупки через запрос предложений. А вот при принятии решения об осуществлении закупки иными способами важно обратить внимание на НМЦК. Представим на схеме ограничения.

2) сроки размещения в ЕИС извещения о закупке.

При осуществлении закупок путем открытого конкурса или запроса предложений вне зависимости от НМЦК извещение в ЕИС публикуется не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам (ч.

1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ) и не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения запроса (ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Тем не менее для некоторых видов закупок существуют ограничения по срокам:

– НМЦК более 3 млн руб. – извещение публикуется не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ);

– НМЦК 3 млн руб. и менее – не менее чем за семь календарных дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ).

– НМЦК более 250 000 руб. – извещение публикуется в ЕИС не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ);

– НМЦК менее 250 000 руб. или же запрос котировок проводится для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме – не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок (ч. 1 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Общие правила определения НМЦК на товар

Согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

– метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

– нормативного метода;

– тарифного метода;

– проектно-сметного метода;

– затратного метода.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 были утверждены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК.

Отметим, что Законом № 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право определить, в каких сферах деятельности при осуществлении закупок устанавливается порядок расчета НМЦК и какие субъекты уполномочены утверждать такой порядок.

Например, порядок определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) устанавливает Минстрой, а при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения – Минздрав.

Последний в октябре 2017 года издал Приказ № 871н, которым установил порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов. Отметим, что данный приказ вступил в силу 09.12.2017.

Порядок определения НМЦК при закупках лекарственных препаратов

Итак, для расчета и обоснования НМЦК для закупок лекарственных препаратов для медицинского применения необходимо знать ряд формул.

По общему правилу НМЦК рассчитывается по следующей формуле:

n – количество поставляемых лекарственных препаратов;

Цi – цена единицы планируемого к закупке i-го лекарственного препарата с учетом налога на добавленную стоимость и оптовой надбавки;

Vi – объем поставки i-го лекарственного препарата.

Цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

1) применения метода сопоставимых рыночных цен, тарифного метода без учета НДС и оптовой надбавки. Коротко расскажем о данных методах.

Согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

К сведению

Идентичными признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч. 13, 14 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен могут использоваться:

– общедоступная информация о рыночных ценах лекарственных препаратов, содержащаяся в контрактах, рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и т. д.;

– информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Отметим, что направить запросы о предоставлении ценовой информации нужно не менее пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих лекарственных препаратов, информация о которых имеется в свободном доступе. Направление запросов меньшему числу поставщиков является нарушением законодательства о закупках[2].

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги;

2) расчета средневзвешенной цены на основании всех заключенных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации:

Ц1 – цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;, где: 

k – количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

Источник: //www.audar-press.ru/opredelenie-nmck-dlya-zakupki-lekarstv

Юриста слово
Добавить комментарий