Как проводятся плановые проверки организаций

Проверка инспекции труда: как подготовиться

Как проводятся плановые проверки организаций

С этого года риск-ориентированный подход стал применяться в отношении федерального государственного надзора в сфере труда. В Постановлении Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 приводятся критерии отнесения работодателей к определенной категории риска. Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:

  • высокий риск — 1 раз в 2 года
  • значительный риск — 1 раз в 3 года
  • средний риск — 1 раз в 5 лет
  • умеренный риск — 1 раз в 6 лет
  • низкий риск — плановые проверки не проводятся

Роструд на своем официальном сайте публикует списки организаций, которым грозят проверки ГИТ. Есть перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, и перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска. 

Чтобы узнать категорию риска организации, нужно:

  • открыть план проверок по ссылке;
  • выбрать регион в одной из двух категорий риска;
  • проверить, нет ли в списках организации.

Еще один важный момент: Роструд и в 2017 году продолжает реализовывать мероприятия, предусмотренные Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на 2015 — 2020 годы), которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р.

В рамках этой концепции был внедрен в эксплуатацию сервис «Онлайнинспекция.

рф», который могут использовать как работодатели, так и работники, чтобы проверить верность планируемых или совершенных процедур в интерактивном режиме.

По итогам заполнения «проверочного листа» пользователь получает заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, в случае выявления нарушений сервис предлагает инструменты для их устранения.

Роструд продолжает расширение числа проверочных листов и в текущем году. В рамках реализации Концепции планируется создание конкретных инструментов стимулирования работодателей для использования сервиса.

В частности, речь идет о нормативно-правовой базе, на основе которой работодатель сможет в интерактивном режиме добровольно направить декларацию о соблюдении требований трудового законодательства в государственную инспекцию труда.

Декларация будет автоматически сформирована по итогам использования ресурса «Онлайнинспекция.рф», в том числе прохождения работодателем процедур проверки с помощью проверочных листов и устранения выявленных нарушений.

После подтверждения результатов проверки инспекция труда сможет принять решение о мерах поощрения в отношении соответствующего работодателя, которые могут быть выражены в виде предоставления гарантии защиты от плановых проверок со стороны надзорного органа и других льгот.

«Онлайнинспекция.рф» способствует переходу от «модели санкций» к «модели соответствия», который прописан Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства. Таким образом, сервис отвечает стоящей перед Рострудом задаче — не столько выявить нарушения и наказать виновных, сколько обеспечить их отсутствие. 

Мораторий на проверки  

До 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (или ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Виды проверок

Виды проверок Основания Периодичность Уведомления
ПлановыеПлан проверок публикуется ежегодно на сайте ГИТ соответствующего субъекта. Сводный план проверок на соответствующий год публикуется на сайте Генпрокуратуры.С 2018 года — определяется в зависимости от категории риска, присвоенной работодателю.за 3 рабочих дня
ВнеплановыеСм. перечень в п. 10 Постановления Правительства РФ №875По жалобамТрудовая инспекция обязана уведомить заранее любым способом не позднее чем за 24 часа до проверки. Предварительное уведомление не требуется, если: в результате деятельности работодателя причинен вред жизни или здоровью граждан; поступило заявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или есть иная информация о серьезных нарушениях трудового законодательства.

Что проверяет ГИТ

Любая проверка начинается с анализа учредительных документов и проверки свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.

Что касается проверок, связанных с трудовым законодательством, то в центр внимания инспекции труда попадает огромный перечень локальных нормативных актов, среди которых есть и локальные нормативные акты, которые обязательны для всех работодателей, и документация с учетом специфики бизнеса.

Стоит отметить, что в ТК и нормативных актах, регулирующих трудовое законодательство, не указан какой-то обязательный минимум документов, необходимый для субъектов МСП и крупного бизнеса. Однако стоит быть готовыми к тому, что ГИТ может проверить:

  • Штатное расписание (должно быть у всех работодателей)
  • Правила внутреннего трудового распорядка

Это обязательный локальный нормативный акт, однако субъекты микропредпринимательства (число работников до 15 человек, доход не более 120 млн руб. в год) имеют право отказаться от этого документа, прописав все необходимые моменты в трудовом договоре с работником. При этом они могут использовать типовую форму трудового договора.

Любой работодатель может провести «аудит» правил внутреннего трудового распорядка. Для этого достаточно открыть ст. 189 ТК РФ и проверить наличие всех разделов в правилах. В большинстве случаев проблемы при проверке ГИТ возникают из-за отсутствуя каких-либо разделов.

  • Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (ст. 135 ТК)

Такие акты тоже должны быть у всех работодателей. Причем не имеет значения, как именно они будут называться. Это может быть даже самостоятельный раздел оплаты труда в правилах внутреннего трудового распорядка.

Важно обратить внимание на ст. 134 ТК РФ, в которой дается разъяснение по поводу индексации заработной платы: если вы не госорган, не муниципальное учреждение и не орган местного самоуправления, в локальном акте долен решаться вопрос об индексации заработной платы.

  • Положение о персональных данных и другие документы, регулирующие порядок использования, хранения, передачи персональных данных и т.д.

С 1 июля 2017 года вопрос о персональных данных стал особенно актуальным в связи с повышением штрафов. В связи с этим работодателям следует обратить внимание на ст. 86, ст. 87, ст. 88 ТК РФ, а также Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

  • Положения о коммерческой тайне

Документ необходим при наличии режима коммерческой тайны в компании. Если такой режим есть и работодатель хочет защищать коммерческую тайну, значит, ему нужно разработать локальный нормативный акт, в котором будут определены правила защиты коммерческой тайны.

  • Правила и инструкции по охране труда (см. раздел X ТК РФ)
  • Локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда (гл. 22 ТК РФ)
  • График отпусков (ст. 123 ТК РФ)

Этот документ обязательно смотрится при проверках ГИТ.

В рамках закона о противодействии коррупции организациями (не ИП!) должны быть разработаны кодексы этики (правила поведения), а также локальные нормативные акты, устанавливающие квотирование рабочих мест для инвалидов.

Помимо документов, которые обязательны практически для всех работодателей, есть список локальных нормативных актов и договоров с учетом специфики бизнеса. Речь идет о следующих документах:

Часто, получая запрос из ГИТ на проверку и среди перечня документов обнаруживая коллективный договор, которого у него нет, работодатель пугается. Однако, сославшись на ст. 36 ТК РФ, он может обосновать отсутствие этого документа.

  • Графики сменности (ст. 103 ТК РФ)

Это документ обязателен только для тех работодателей, у которых есть сменный график. 

  • Положение о командировках

Если речь идет о госучреждении, муниципальном учреждении или органе местного самоуправления (перечислены в ст. 168 ТК), то порядок направления работника в командировку определяется нормативными правовыми актами. Все другие работодатели порядок направления работника в командировку должны определять локальным нормативным актом.

  • Локальный акт о разъездном характере работы

Если в организации есть работники с разъездным характером работы, то им нужно составить этот локальный акт или предусмотреть отдельный раздел в правилах внутреннего трудового распорядка. Там должны быть названы должности работников с разъездным характером работы.

  • Локальные акты, устанавливающие порядок проведения аттестации работников 

Не будет считаться нарушением просто отсутствие такого акта. Но, если вы проводите аттестацию только по приказу руководителя, то это уже нарушение (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). 

  • Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части

Если работников, которые работают в режиме разделения рабочего дня на части, нет, то и соответствующего локального нормативного акта может не быть. Если же такие работники есть, то наличие локального нормативного акта обязательно. Вопросы, регулирующие разделение рабочего дня на части, также могут быть прописаны в правилах внутреннего трудового распорядка.

  • Локальные нормативные акты, устанавливающие условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, а также направление работников на независимую оценку квалификации

Евгения Конюхова, ведущий эксперт-консультант по трудовому законодательству и кадровому делопроизводству, в вебинаре «Проверки ГИТ: как подготовиться, чего ожидать, как себя правильно вести» рассказывает, какие первичные учетные документы по учету кадров, рабочего времени и оплаты труда проверяет ГИТ:

В числе приказов, которые проверяет ГИТ, есть: приказы о приеме на работу (работники с ним знакомятся под роспись не позднее 3-х дней со дня фактического начала работы); приказы о переводе; приказы о привлечении работников к работе в выходной день (если есть такая практика); приказы о прекращении действия трудового договора; приказы и документы-основания к ним, связанные с наложением дисциплинарных взысканий; приказы о предоставлении отпуска; приказы (распоряжения) об отстранении работников от работы; приказ о назначении уполномоченного лица, ответственного за ведение, учет, хранение трудовых книжек.

Не стоит забывать и о целом перечне документов по охране труда, которые должны быть в организации. Если говорить о полном комплекте, то это порядка 50 документов — различные журналы, приказы, инструкции, положения, графики, планы и т.д. Но в этом вопросе многое зависит от специфики бизнеса. 

Чаще всего работодателей штрафуют за ошибки в трудовых договорах. Поэтому, чтобы удостовериться в безупречности их составления, сверьте их содержание со ст. 57 ТК.  Подробнее об этом читайте в статье: 5 ошибок предпринимателей при заключении трудового договора. 

Что касается трудовых книжек, то ГИТ проверяет, чтобы они, во-первых, велись на каждого работника и, во-вторых, чтобы соблюдался весь блок вопросов, связанных с их оформлением и ведением, начиная с приказа об уполномоченном лице.

Как только работодатель меняет условия трудового договора, у него появляется Соглашение об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК).

Договор о полной материальной ответственности заключается в том случае, если работник связан в процессе трудовой деятельности с теми факторами, при которых заключается такой договор.

Любое поручение работнику дополнительной работы оформляется через Соглашение о поручении дополнительной работы. В этом документе проверяется, прописал ли работодатель срок допработы, ее содержание и объем.

Еще важно не забывать о таком документе, как Извещение о времени начала отпуска не позднее, чем за две недели до его начала (ст. 123 ТК РФ).     

Источник: //kontur.ru/articles/4852

Периодичность проведения проверок

Как проводятся плановые проверки организаций

Различные органы публичной администрации ежегодно проводят в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций мероприятия по контролю для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, предоставляемых услуг или реализуемых ими товаров, обязательным требованиям действующего законодательства.

В данной статье будет рассмотрена периодичность проведения проверок в сфере здравоохранения в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели.

Правовые основания проведения проверок

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора).

Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне.

Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Принципы проведения проверок

Основными принципами защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля (надзора) органами публичной администрации являются (ст. 3 Закона № 294-ФЗ):

  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность для медицинских (фармацевтических) организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля, о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одной медицинской (фармацевтической) организации несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Периодичность проведения плановых проверок

Плановые проверки (как документарные, так и плановые проводятся по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в отношении любых юридических лиц не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Однако в отношении медицинских и (или фармацевтических) организаций плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Периодичность плановых проверок в отношении определенных видов деятельности установлена Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г.

№ 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание скорой медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учрежденияхорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствамиорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в 2 года

Таким образом, в отношении медицинских и фармацевтических организаций плановые проверки могут проводиться 1 раз в 1, 2 или 3 года.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Источник: //www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/proverki-organami-nadzora/periodichnost-proverok/

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Справка по типовому правовому вопросу

Как проводятся плановые проверки организаций

С 1 января 2018 года введен риск-ориентированный подход при организации государственного контроляФедеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ введены следующие изменения в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.Положения о риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.Дата вступления документа в силу – 14 июля 2015 года. Положения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.

1. Общие положения при проведении проверок

Проверка– совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Нормативное основание1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее также – Закон);Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, перечисленным в ч. 3_1 ст.1 Закона.2. Другие федеральные законы, устанавливающие особенности организации и проведения проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч.4 ст.1 Закона.
Принципы1. Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;2. Открытость и доступность (за исключением информации ограниченного доступа):- нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется;- информации об организации и осуществлении контроля;- информации о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц;3. Проведение проверок в соответствии с полномочиями органов контроля, их должностных лиц;4. Недопустимость проведения в отношении одного лица несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;5. Ответственность органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля;6. Недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю;7. Разграничение полномочий органов контроля на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Права проверяемого лица1. Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;2. Получать информацию, которая относится к предмету проверки;3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;4. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;5. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Обязанности должностных лиц органа контроля1. Своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;2. Соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых лиц;3. Проводить проверку на основании распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением;4. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;5. Проводить выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о ее проведении и копии документа о согласовании проведения проверки (в случае необходимости согласования);6. Не препятствовать представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;7. Предоставлять представителю проверяемого лица, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;8. Знакомить представителя проверяемого лица с результатами проверки;9. Учитывать при определении принимаемых мер соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых интересов и не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;11. Соблюдать сроки проведения проверки;12. Не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;13. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе представителя проверяемого лица ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;14. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Запреты при проведении проверкиПри проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе (ст.15 Закона): 1. Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их полномочиям;2. Осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного представителя проверяемого лица, за исключением случая, предусмотренного пп.”б” п.2 ч.2 ст.10 Закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;3. Требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;4. Отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений:- без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и – в количестве, превышающем установленные нормы;5. Распространять информацию ограниченного доступа, полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;6. Превышать установленные сроки проведения проверки;7. Осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;8. С 1 июля 2017 года – проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;9. С 1 июля 2015 года – проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.10. с 1 июля 2016 года при проведении федерального государственного контроля

Источник: //docs.cntd.ru/document/901835270

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Как проводятся плановые проверки организаций

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий

Основания проведения плановых проверочных мероприятий

Формы проверочных мероприятий

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем

Периодичность проверочных мероприятий с учетом применения риск-ориентированного подхода

Срок проведения планового мероприятия не может превышать установленный законодателем

Каков максимальный срок проведения плановой проверки

Необходим ли проверочный лист при проведении планового проверочного мероприятия

Распоряжение о проведении проверочного мероприятия

Порядок проведения плановых проверочных мероприятий

Что является предметом плановой проверки ФНС предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий 

Одним из направлений работы государственных (муниципальных) органов (далее — госорганы) является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Реализуется он путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий.

Регламентирует эти правоотношения закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).

Однако, как отмечено в самом законе, не все виды государственного и муниципального контроля подпадают под его действие.

Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 указаны случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Например, налоговый контроль, таможенный контроль регламентируются отраслевым законодательством (Налоговый кодекс РФ, акты, принятые в Таможенном союзе и ЕАЭС, российские правовые акты о таможенном деле).

Далее в пп. 4, 4.1 и 4.2 этой же статьи перечислены виды государственного контроля и надзора, особенности организации и проведения которых (элементы планирования, организационные мероприятия, конкретные действия по проведению) вводятся отдельными федеральными законами. Например, законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и т. д.

На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в указанных выше пунктах, положения закона № 294 распространяются в полном объеме. 

Основания проведения плановых проверочных мероприятий 

В п. 1 ст. 9 закона № 294 очерчен круг вопросов, проверка которых входит в обязанность госорганов:

  • исполнение хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований;
  • достоверность и соответствие обязательным требованиям информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления субъектом определенного вида деятельности. 

Госорганы ежегодно планируют проведение проверочных мероприятий и размещают такие планы на своих официальных сайтах. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ, которая в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, публикует его на сайте ФГИС «Единый реестр проверок».

Законодатель закрепляет исчерпывающий перечень оснований для включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план (п. 8 ст. 9 закона № 294). Для этого должно пройти не менее 3 лет с даты:

  • государственной регистрации субъекта;
  • завершения последнего планового проверочного мероприятия в отношении субъекта;
  • начала осуществления субъектом деятельности в соответствии с уведомлением о начале ее осуществления. 

Подробно о том, как планируются проверки, — в статье План проверок контролирующих ведомств на 2018 – 2019 годы. 

Формы проверочных мероприятий 

Проверочные мероприятия, как плановые, так и внеплановые, могут проходить в форме документарных и выездных проверок (ст. 11, 12 закона № 294).

Документарная проверка осуществляется путем изучения документов, имеющихся в распоряжении госоргана, а также поступивших от проверяемого субъекта, без выезда к последнему.

Плановая выездная проверка проходит по месту нахождения (фактического функционирования) хозяйствующего субъекта. Проверяющие органы изучают:

  • документы хозяйствующего субъекта;
  • состояние используемых этим субъектом основных производственных фондов;
  • создаваемые и реализуемые им товары, выполняемые работы и услуги;
  • исполнение требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований. 

Важно! Плановые документарные и выездные проверки могут быть как взаимно дополняющими, так и самостоятельными — в форме документарной или выездной (постановление 9-го ААС от 16.01.2014 № 09АП-42619/2013). 

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем 

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294). Однако это правило содержит ряд исключений.

Так, п. 9 ст. 9 закона № 294 определяет иную периодичность плановых мероприятий — 2 и более раза в 3 года, если хозяйствующий субъект функционирует в сфере:

Источник: //rusjurist.ru/proverki/planovaya_proverka_yuridicheskih_lic_i_individualnyh_predprinimatelej/

Основания для проведения проверки на предприятии

Как проводятся плановые проверки организаций

Для начала стоит пояснить, что у контролирующих органов бывают разные права и обязанности и то, что позволено сотруднику МВД, не может быть разрешено работнику налоговой службы. От этого и надо отталкиваться при общении с надзорными органами.

Какие документы должны показать при проведении проверки

Первым делом работникам предприятия нужно узнать, кто именно пришел с поверкой.

При проведении соответствующих мероприятий, сотрудники надзорных органов в обязательном порядке обязаны предъявить:

  • служебные удостоверения. 
  • распоряжение руководителя органа государственного контроля о назначении выездной проверки. 

Однако есть здесь небольшое, но важное исключение: оперативные работники (сотрудники МВД, УБЭП, ДЭБ и т.д.) не всегда должны показывать удостоверения и иные право устанавливающие документы.

//www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Дело в том, что оперативно-розыскная деятельность может быть как гласной, так и негласной.

При гласном проведении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники оперативных подразделений показывают удостоверения, подтверждающие их полномочия.

При негласном проведении оперативно-розыскных мероприятий скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а также личность сотрудников оперативных подразделений, поэтому в данном случае, документы вам предъявлять не будут. Тем не менее, какой бы проверка не была – гласной или негласной, налоговой или следственной, в любом случае надо понимать, что ни одна проверка не может проводиться без соответствующих на то оснований.

Затем, руководителю, главному бухгалтеру или иным сотрудникам предприятия нужно ознакомиться с основаниями для проведения проверки.

Основания для проведения проверки

Если к вам пришли из МВД, УБЭП, ДЭБ и т.д., то в соответствии с законом «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными законами Российской Федерации, основанием для проведения проверки должно являться:

  • Наличие возбужденного уголовного дела;  
  • Полученные сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; 
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; 
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 
  • Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами; 
  • Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. 

Если к вам пришли из пожарного надзора, санэпиднадзора, технадзора и т.д., то в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основания проведения проверки будут зависеть от вида проверки: от того, плановая проверка или внеплановая.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного или муниципального контроля. Ежегодный план проведения плановых проверок можно посмотреть в Интернете на официальном сайте соответствующего контролирующего органа.

Внеплановые проверки проводятся на основании обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в соответствии с информацией, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).  

Анонимные обращения и заявления, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Если раньше орган государственного контроля мог назначать любые проверки по собственному усмотрению, то теперь выездная проверка осуществляется только в тех случаях, когда проведения документарной проверки в месте нахождения проверяющего органа, недостаточно.

Внеплановая выездная проверка может быть проведена, только после подписания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой выездной проверки. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа.

Таким образом, если к вам пришли с проверкой, вам первым делом надо удостовериться, что у проверяющих органов есть соответствующие санкции и полномочия, для проведения данного мероприятия.

Что делать если пришедшие к вам лица отказываются предъявлять документы, подтверждающие их право на проведение проверки

Как уже было сказано выше, должностные лица органов государственного и муниципального контроля при проведении выездных проверок (за исключением мероприятий негласной оперативной деятельности), должны предъявлять:

  • служебные удостоверения; 
  • распоряжение руководителя органа государственного (муниципального) контроля о назначении выездной проверки.  

Если же при проведении проверки должностные лица не ознакомили работников предприятия со своими полномочиями и основаниями проведения проверки, это может означать то, что:

1. Органы МВД (ОБЭП, УБЭП, ДЭБ и т.д.) проводят на вашем предприятии негласную проверку.

Поэтому, если сотрудники МВД не ознакомили с полномочиями и основаниями поведения проверки, то работники предприятия не должны препятствовать им. Тем не менее, такие негласные проверки являются скорее исключением, чем правилом и заострять на них внимание не следует.

2. Проверка проводится незаконно, без каких-либо оснований для ее проведения.

Возможно, что к вам пришли с проверкой сотрудники органа государственного (муниципального) контроля, однако, действуют они без санкции руководства и используют свое служебное положение для вымогательства денег или незаконного изъятия документов или товаров.

Если у проводящих проверку лиц есть удостоверения, но нет распоряжения руководителя о назначении выездной проверки, то работники предприятия должны: 

  • заявить проверяющим о том, что проверка проводится незаконно, и работники не будут оказывать им содействие и предъявлять какие-либо документы, имущество или материалы. 
  • зафиксировать все действия проверяющих на бумаге, видеокамере или записывать на диктофон. После этого результаты проверки нужно обжаловать в соответствующем органе государственного контроля, в прокуратуре или в суде.

3. Под видом сотрудников органа государственного (муниципального) контроля, к вам пришли мошенники.

В том случае, если к вам пришли с проверкой неизвестные лица, и не предоставили своих удостоверений, есть вероятность того, что они являются мошенниками. Поэтому работники предприятия должны позвонить в ближайшее отделение милиции и обратиться с заявлением о совершении противоправных деяний.

После этого, работники предприятия должны заявить проверяющим то, что проверка проводится незаконно, и работники не будут оказывать неизвестным лицам содействие и предъявлять какие-либо документы, имущество или материалы.

Как должна проводиться выездная проверка (проверка на вашем предприятии, в офисе или на производстве)

  • Сотрудники контролирующих органов обязаны предъявить служебные удостоверения; 
  • Сотрудники контролирующих органов обязаны ознакомить представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом руководителя контролирующего органа о назначении выездной проверки.

    Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются представителю фирмы под роспись; 

  • Сотрудники контролирующих органов обязаны ознакомить со своими полномочиями, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения; 
  • По просьбе представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, должностные лица органа государственного контроля, обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах. 

Срок проведения каждой из проверок, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов, и в отношении одного микропредприятия – пятнадцать часов в год.

Далее: процесс проведения проверки на предприятии

Источник: //kreuzmarine.com/juridicheskie-stati/65-osnovanija-dlja-proverki

Юриста слово
Добавить комментарий