Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Какие антидемпинговые меры предусматривает ст. 37 ФЗ-44 и как они применяются на практике?

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Антидемпинговые меры – это меры, направленные против искусственного занижения стоимости при проведении государственных закупок. Их применению в ходе заключения контрактов посвящена ст. 37 ФЗ-44.

Что регулирует статья 37 ФЗ-44 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»

Демпинг – один из способов недобросовестной конкуренции, который препятствует заключению честных выгодных контрактов. Демпинг – это схема, предполагающая продажу товаров и оказание услуг по заведомо заниженным ценам (которые не соответствуют рыночным реалиям и далеки от среднерыночной отметки).

Он достаточно широко применяется в практике заключения государственных контрактов, а проблема демпинга весьма актуальна на сегодняшний день, поэтому ему посвящена отдельная 37 статья ФЗ «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона».

Чаще всего демпинг применяется для устранения независимых поставщиков и заключения договора с участником, который наиболее выгоден заказчику.

При этом сами демпинговые цены являются убыточными для поставщика /подрядчика и фигурируют лишь на бумаге, но возможности у других поставщиков для заключения контракта отсутствуют.

С учетом специфики действия ФЗ-44 искусственное занижение стоимости является эффективным способом для устранения конкурентов. Зачастую применению демпинговой политики предшествует предварительный сговор заказчика с подрядчиком (поставщиком).

Демпинг в процессе проведения государственных закупок опасен по следующим причинам:

  1. Он негативно влияет на формирование здоровой конкурентной борьбы среди участников.
  2. Ухудшается качество исполнения государственных контрактов (срываются сроки, поставляется товар низкого качества или выполняются некачественные работы).
  3. Часто срывается исполнение контракта и приходится его аннулировать, проводить новый аукцион и заключать новый договор.
  4. Он активно используется в коррупционных схемах и приводит к убыткам бюджета. В этом случае в результате демпинга побеждает аффилированная с заказчиком компания, что позволяет ему фактически присвоить деньги.

В ст. 37 ФЗ-44 прописаны меры, которые призваны сделать процесс государственных закупок предельно открытым и на практике должны максимально снизить вероятность демпингового сговора.

Хотя эксперты признаются, что указанных мер зачастую недостаточно для полного устранения демпинговых схем.

Антидемпинговые меры

Статья 37 приводит два основных метода борьбы с искусственным занижением стоимости:

  1. Тщательная проверка благонадежности поставщика.
  2. Необходимость повышенного размера финансового обеспечения.

Антидемпинговые меры применяются в практике проведения государственных закупок в следующих случаях:

  1. Если начальная цена контракта составляет менее 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от стоимости (ч. 2 ст. 37 ФЗ-44).
  2. Если начальная цена контракта составляет более 15 млн. р., и один из участников вносит ценовое предложение ниже 25% от начальной максимальной стоимости (ч. 1 ст. 37 ФЗ-44).

В указанных ситуациях для исключения демпинга участнику потребуется дополнительно указать свою благонадежность. При стоимости контракта в пределах 15 млн. р. вариантов у участника два:

  1. Он может представить дополнительную информацию о себе. В частности, о ранее заключенных и успешно завершенных контрактах.
  2. Либо заплатить повышенный размер государственного обеспечения (в 1,5 раза больше, чем величина гарантии по тендерной документации) – данный способ при закупках на сумму менее 15 млн. р. применяется редко. Стоит отметить, что если контракт предусматривает выплату аванса, то внесенное обеспечение должно быть больше авансирования.

Если же контракт предполагает стоимость свыше 15 млн. р., то доказать свою благонадежность у подрядчика получится только путем предоставления увеличенной суммы обеспечения. При неисполнении контракта указанная сумма утрачивается участником. Дополнительные документы в этом случае не требуются.

Согласно ч. 6 ст. 37 обеспечительные меры должны быть внесены поставщиком до заключения сделки. Невыполнение указанного требования будет восприниматься как уклонение от контракта, информация о чем вносится в реестр.

Документы для подтверждения благонадежности поставщика

В качестве документов, которые могли бы указать на благонадежность поставщика, могут выступать:

  1. Информация из реестра контрактов, которая указывает на добросовестное исполнение им своих обязательств в предыдущих госзакупках (учитывается период в 1-3 года до заключения контракта).
  2. Сведения об отсутствии применения штрафных санкций и пени в отношении поставщика.

В ч. 3 ст. 37 ФЗ-44 указаны условия для удостоверения надежности компании. Она должна предоставить сведения из соответствующего реестра:

  • 3 и более договора за последний год до подачи заявки (без пени и штрафов);
  • 4 и более договора за последние 2 года (75% из них не должны предполагать штрафные санкции) или 3 и более безукоризненно выполненных контракта за последние 3 года.

При этом цена каждого контракта не должна быть менее 20% от стоимости заключаемого.

Таким образом, если компания является новичком на рынке государственных закупок, то обосновать, почему она пошла на столь существенное повышение цены, будет весьма непросто и поэтому ей, вероятно, откажут в заключении контракта (только если она не обладает существенными финансовыми ресурсами для внесения повышенного размера обеспечения).

Шанс реабилитироваться и доказать свою благонадежность есть только у давно работающих на рынке госзакупок поставщиков, которые за последние 1-3 года имеют успешно реализованные контракты.

При участии компании в аукционе дополнительные документы о благонадежности запрашиваются у нее уже после объявления победителя.

Если же компания-поставщик участвует в конкурсе, то документы включаются в общий состав конкурсной документации. Когда цена снижена на 25%, а документы не предоставлены, то такая заявка на участие автоматически отклоняется. При этом составляется протокол о причинах отклонения заявки, с которым дают ознакомиться участнику.

Особые случаи применения антидемпинговых мер

Статья 37 не применяется в случае проведения тендера на закупку жизненно важных препаратов, медицинских товаров и лекарств.

В данном случае предельная цена на товары определяется государственными органами, а не конкретным заказчиком, поэтому снижение 25% учитывается не от начальной максимальной цены, а от предельной стоимости.

В указанной ситуации потенциальному исполнителю контракта требуется предоставить такой комплект сведений:

  1. Гарантийные письма от производителей.
  2. Документы, которые подтверждают факт наличия медицинской продукции в текущий момент (например, контракты с производителем, накладные и пр.).
  3. Документы, которые подтверждают факты возможности поставки по указанной цене в текущий момент.

Помимо поставок медицинской продукции, исключение составляют специальные закупки, которые включают конкурсы на научно-исследовательские работы, консультирование и различные технологические решения и пр. В этом случае при заключении контракта может учитываться не только низкая цена, но и другие критерии, которые заказчик сочтет важными.

При участии в спецзакупке и снижении стоимости на 25% и более применяется следующая антидемпинговая схема: значимость критерия «цена» считается равной 10% от суммы значимости всех критериев (согласно ч. 8 ст. 37).

Пожаловаться на демпинг вправе любой участник госзакупок. Если участник не аффилирован с заказчиком, то разбирательство инициируется именно организатором закупок.

В случае если обвинения участника в демпинге будут признаны обоснованными, то его могут внести в реестр госзакупок. Это практически полностью закроет ему доступ на работу с госконтрактами.

Таким образом, статья 37 ФЗ-44 содержит перечень мер по противодействию демпингу при проведении государственных закупок.

Статья предполагает следующие способы противодействия искусственному занижению стоимости: предоставление участником дополнительных документов, указывающих на его благонадежность (при цене контракта до 15 млн.

р.) и внесение повышенного обеспечения (при стоимости контракта свыше 15 млн. р.).

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/antidempingovye-mery.html

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и их применение

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта на 25% и более.

Конечно, существуют участники, которые готовы работать без прибыли или даже себе в убыток для того чтобы “засветиться” на рынке закупок и проявить себя.

Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неприятным для заказчика последствиям.

К чему может привести демпинг

Итак, намеренный демпинг может обернуться неприятными для заказчика ситуациями.

  1. Отказ победителя заключать невыгодный для него контракт и, как следствие, необходимость проводить торги вновь.
  2. Недобросовестное исполнение контракта, использование при выполнении работ/оказании услуг некачественных дешевых материалов и, как следствие, необходимость расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке. 

В любом из этих случаев уклонившийся горе-победитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков, однако для заказчика это не всегда является утешением. Ведь драгоценное время потеряно безвозвратно. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, Федеральным законом №44 предусмотрены антидемпинговые меры, определенные статьей 37.

Что такое антидемпинговые меры и какими они могут быть

Антидемпинговые меры – это меры, предупреждающие ситуацию намеренного занижения цены контракта участниками, имеющими недобросовестные намерения. Они определены частями 1 и 2 статьи 37 44-ФЗ и могут быть следующего характера:

  1. Для закупок, начальная максимальная цена которых превышает 15 000 000 рублей – увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта.
  2. Для “недорогих” закупок, начальная цена которых меньше или равна 15 000 000 рублей, существует два вида антидемпинговых мер, на выбор участника: подтверждение добросовестности или перечисление увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта.

Как подтвердить свою добросовестность

Как подтвердить свою добросовестность – один из самых главных вопросов, который возникает у участников, столкнувшихся с антидемпинговыми мерами. Перечень необходимых для этого документов определен частью 3 статьи 37 Федерального закона №44. “Комплект” может состоять из:

  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за календарный год до момента подачи заявки без нарушений;
  • информации о четырех (можно больше) контрактах, за два календарных года до момента подачи заявки, при этом 3/4 из них должны быть исполнены без зафиксированных нарушений;
  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за три календарных года до момента подачи заявки без нарушений, качественно и в срок. 

Все сведения, которые участники предоставляют для подтверждения своих добросовестных намерений, должны в обязательном порядке содержаться в реестре контрактов. Кроме того, подойдут не все контракты – только те, цена которых составляет не меньше 25% от предложенной в рамках данной закупки. Образец предоставления информации можно скачать здесь.

Когда предоставлять информацию, касающуюся антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры предусмотрены в рамках электронных аукционов и конкурсов. В первом случае комплект документов, доказывающих добросовестность намерений, нужно предоставлять при подписании проекта контракта. В противном случае он будет считаться неподписанным, а участник – уклонившимся от заключения. 

Что касается конкурса, то участники предлагают цену заранее, поэтому и документы, подтверждающие добросовестность, нужно предоставлять в составе заявки. В противном случае она будет отклонена.

Исключения из правила

Законом предусмотрено несколько случаев, когда применяются особые антидемпинговые меры или они вовсе не применяются. Последнее возможно в случае закупки жизненно-важных лекарственных препаратов.

Их предельная цена определяется правительством и 25% считаются не от начальной максимальной цены контракта, а именно от этой предельной цены.

Если участник снижает ее менее чем на 25%, то подтверждать свою добросовестность не нужно.

В случае, если участник снижает более чем на 25% цену на поставку товаров требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения, то ему, в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона №44 придется предоставить документы, подтверждающие что он действительно сможет подтвердить поставку по предлагаемой цене: гарантийные письма от производителей, товарные накладные, подтверждающие факт наличия товаров и так далее.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/80-antidempingovye-mery-44-fz

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об антидемпинговых мерах, а также об эффективности их применения. Эти меры направлены на снижение рисков Заказчиков в связи с искусственным занижением цен при проведении конкурсов и аукционов.

В 44-ФЗ антидемпинговые меры регулируются статьей 37, а при проведении закупок по 223-ФЗ, могут устанавливаться Заказчиками в Положении о закупке. Обо всех нюансах использования данных мер, мы и поговорим ниже в этой статье.

 (Примечание: настоящая статья актуализирована 25.04.2019 г.).

1. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ
1.1 Понятие демпинга
1.2 Демпинговая схема “Таран”
1.3 Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ?
1.4 Для каких закупок применяются антидемпинговые меры?
1.

5 Подтверждение добросовестности участника закупки
1.6 Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре?
1.7 Особые случаи применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ
1.8 Выводы и рекомендации
2.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

1.1 Понятие демпинга

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженным ценам.

Ни для кого не секрет, что контракты с искусственно заниженными ценами в большинстве своем – мошенничество. Демпингующий участник закупок получает аванс (при его наличии), а работа остается невыполненной. Помимо этого демпинг способствует общему падению уровня работ (оказываемых услуг) и качества поставляемой продукции.

Однако, как показала практика, к демпингу прибегают не только мошенники или фирмы однодневки, но и вполне порядочные организации. И причина таких действий очевидна – отсутствие должного опыта и квалификации для здоровой конкуренции.

1.2 Демпинговая схема “Таран”

Молодым организациям, а также вновь испеченным ИП без опыта работы довольно сложно участвовать в госзакупках. Поэтому демпинг для «новичков» был и скорее всего ещё долго будет единственным рабочим инструментом в конкурентной борьбе.

В ранее действующем 94-ФЗ антидемпинговые меры не были предусмотрены, поэтому случаи серьезного снижения НМЦК в ходе торгов встречались довольно часто.

В электронных аукционах у нерадивых поставщиков излюбленной была так называемая схема «Таран».

Коротко напомню смысл данной схемы. Как правило, в сговоре участвовало три организации. Первый участник, который должен был победить в аукционе, делал первый шаг с незначительным снижением цены (0,5-1% от НМЦК).

Затем в игру вступали два других участника, которые максимально быстро сбивали НМЦК контракта до тех пор, пока подача ценовых предложений другими участниками была бы бессмысленной. Затем, при рассмотрении вторых частей заявок, заявки этих участников отклоняли, т.к. они заведомо приложили неверные документы.

И победителем признавался участник, который успел сделать ценовое предложение с минимальным шагом.

1.3 Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ?

С приходом же 44-ФЗ ситуация изменилась в лучшую сторону, но, на мой взгляд, весьма незначительно. И так, какие же антидемпинговые меры появились в 44-ФЗ?

Согласно ч.1 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн.

рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

То есть, если НМЦК более 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта.

Согласно ч.2 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет 15 млн.

рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

То есть, если НМЦК до 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор:

— или полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

— или документы, подтверждающие добросовестность такого участника + обеспечение исполнения контракта, установленное в документации.

1.4 Для каких закупок применяются антидемпинговые меры?

Многие участники закупок ошибочно полагают, что антидемпинговые меры применяются абсолютно ко всем закупочным процедурам, в том числе к запросам котировок и запросам предложений. Согласно ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются ТОЛЬКО к конкурсам и аукционам.

1.5 Подтверждение добросовестности участника закупки

Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе:

При проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки (ч.4 ст.37 44-ФЗ).

А при проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона документ, подтверждающий добросовестность должен быть предоставлен Заказчику вместе с подписанным контрактом (ч.5 ст.37 44-ФЗ).

Важно! Выявление недостоверности представленной информации в случае с «бумажными» конкурсами влечет к отклонению заявки, а в случае проведения электронных закупок приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

1.6 Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре?

Если контракт с Заказчиком заключен, но сведений о контракте в реестре нет, необходимо в первую очередь обратиться к Заказчику для выяснения причины отсутствия записи в реестре. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о заключении контракта и его исполнении предусмотрена административная ответственность Заказчика.

1.7 Особые случаи применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ

1. Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, Заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК (ч.7 ст. 37 44-ФЗ);

2. Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо и т.д.

), помимо обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения контракта или подтверждение добросовестности участника закупки) участнику необходимо также обосновывать снижение цены путем предоставления заказчику (ч.9 ст.37 44-ФЗ):

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (в свободной форме);
  • документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки (товарная накладная, чеки);
  • иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене

3. Согласно ч.12 ст.

37 44-ФЗ антидемпинговые меры не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

1.8 Выводы и рекомендации

Как вы видите, с приходом 44-ФЗ требования к участникам закупок, прибегающим к демпингу, ужесточились. Однако сказать о том, что это кардинальным образом изменило ситуацию в лучшую сторону сложно.

Во-первых, те участники, которые и до 44-ФЗ пользовались демпингом, также продолжают им пользоваться. Безусловно, это «удовольствие» стало дороже, но не настолько, чтобы от него полностью отказаться.

Во-вторых, те участники, которые, как и раньше имеют достаточный уровень квалификации и опыта, вряд ли будут стараться выиграть заказ только за счет цены.

Лишь совокупность факторов, таких как: обеспечение заявки, антидемпинговые меры, обеспечение исполнения контракта, штрафы и пени, а также отсутствие аванса отсекли от закупок нерадивых поставщиков. То есть антидемпинговые инструменты работоспособны только в комплексе вышеперечисленных мер, и не дают должного эффекта при использовании по отдельности.

2. Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Компании, которые попадают под действие 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (ЕИС) Положением о закупке.

Согласно ч.2 ст.2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Это означает, что каждый Заказчик самостоятельно разрабатывает свое Положение о закупках, в котором прописывает способы закупки, порядок их подготовки и проведения, в т.ч. и применяемые антидемпинговые меры. Эти меры могут отличаться от тех, что предусмотрены ст.37 44-ФЗ.

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/antidempingovye-mery-v-44-fz.html

Статьи

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков применять к участникам антидемпинговые меры, если последние значительно снизились по цене при участии в конкурсах и аукционах (на 25 и более процентов от начальной (максимальной)цены контракта или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (при проведении закупок с неопределенным объемом)). Антидемпинговые меры не применяются при проведении запросов котировок и запросов предложений. Поэтому в указанных процедурах участник закупки может снижаться по цене без каких-либо последствий для себя.

С 01.07.2019 порядок применения антидемпинговых мер претерпел отдельные изменения. О них мы расскажем ниже, а сейчас предлагаем вспомнить общий порядок применения таких мер к участнику в зависимости от размера установленной заказчиком НМЦк.

Если НМЦк составляет более 15 млн рублей

В указанном случае порядок применения антидемпинговых мер достаточно прост – контракт с участником, значительно снизившимся по цене, заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза от размера, установленного в документации о закупке (но не ниже суммы аванса).

Например, при НМЦк в размере 20 000 000 рублей заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта в размере 5% НМЦк, т.е. 1 000 000 рублей.

При этом по условиям контракта предусматривается выплата аванса в размере 30%. Участник закупки, признанный победителем, предложил цену контракта 15 000 000 (снижение ровно 25%). Соответственно по условиям ст.

37 Закона № 44-ФЗ он должен предоставить обеспечение контракта в размере 1 500 000 рублей.

Вместе с тем, учитывая требование ч. 1 ст.

37 Закона № 44-ФЗ о том, что обеспечение исполнения контракта должно быть не менее суммы аванса (4 500 000 рублей исходя из предложенной участником цены контракта), обеспечение должно быть предоставлено участником на сумму 4 500 000, а не 1 500 000 рублей. Любопытным остается тот факт, что с 01.07.

2019 выплата аванса участнику в рассматриваемом случае не производится (ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Несмотря на это, обеспечение должно быть все равно увеличено до размера аванса, установленного в контракте, как это требует ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Условие о выплате аванса из контракта при этом не исключается, т.к. недопустимо менять условия контракта при его заключении. Однако такое условие не подлежит исполнению согласно ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Соответственно при составлении проекта контракта, условиями которого предусматривается выплата аванса, заказчикам рекомендуется предусматривать примечание о том, что условие об авансе не исполняется заказчиком при применении антидемпинговых мер.

Если НМЦк составляет 15 млн рублей ровно и менее

В данном случае участник закупки, выигравший процедуру со значительным снижением, сам выбирает как ему поступить: предоставить повышенное обеспечение (см. выше) или предоставить сведения о своей добросовестности. В последнем случае обеспечение исполнения контракта предоставляется участником в размере, указанном в документации о закупке.

Под сведениями, подтверждающими добросовестность участника, понимаются сведения об исполненных им контрактах по Закону № 44-ФЗ. Договоры, исполненные не в рамках Закона № 44-ФЗ, не могут предоставляться в подтверждение добросовестности.

С 1 июля 2019 года участник должен предоставить из реестра контрактов информацию о 3 контрактах, исполненных им за последние 3 года до даты подачи заявки без применения неустоек со стороны заказчика.

Предмет таких контрактов значения не имеет и может совсем не совпадать с предметом закупки, в рамках которой к участнику применяются антидемпинговые меры.

Главное, чтобы цена одного из трех предоставленных контрактов составляла не менее 20% НМЦ

«Бумажные» и электронные процедуры

Есть разница в применении антидемпинговых мер при проведении «бумажных» и электронных процедур с НМЦ, не превышающей 15 млн рублей.

Суть состоит в том, что информацию о своей добросовестности в «бумажных» процедурах участник предоставляет в составе подаваемой заявки.

Если указанная информация участником не предоставлена, в том числе признана комиссией заказчика недостоверной, контракт с таким участником заключается после предоставления повышенного обеспечения исполнения контракта.

В электронных же процедурах, напротив, сведения о добросовестности предоставляются участником при заключении контракта.

Если такие сведения будут признаны комиссией заказчика недостоверными, то участник признается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем направляются заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков.

Следовательно, в электронных процедурах участник не имеет права на ошибку, также как у заказчика нет возможности дать время участнику предоставить взамен информации о добросовестности повышенное обеспечение исполнения контракта.

Дополнительные антидемпинговые меры

Выше мы рассмотрели особенности применения антидемпинговых мер, которые применяются заказчиками вне зависимости от предмета закупки (предмета договора). В дополнение к таким мерам ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика применить дополнительные антидемпинговые меры к участнику по отдельным предметам закупки.

Обратим внимание на то, что дополнительные антидемпинговые меры применяются дополнительно к общим, а не взамен их.

Так, если предметом закупки является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник в составе своей заявки должен представить обоснование предложенной им цены.

С учетом того, что на практике невозможно различить стандартные закупки указанных товаров от закупок этих же товаров с целью обеспечения нормального жизнеобеспечения, то дополнительные антидемпинговые меры должны применяться заказчикам во всех случаях закупки названных товаров.

Например, если заказчик закупает продукты питания для проведения банкета и участник закупки снизился по цене на 25 и более процентов, то дополнительные антидемпинговые меры применяются точно также, если бы заказчик закупал продукты питания для обеспечения поставок гуманитарной помощи.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к обоснованию предложенной участником цены.

Также Закон № 44-ФЗ не содержит оснований, по которым комиссия заказчика может отклонить предложенное участником обоснование.

Ввиду этого обоснование предоставляется участником в свободной форме и факт его наличия является достаточным аргументом для признания участника исполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отстранение участника в данном случае может быть только по одной причине: отсутствие обоснования предложенной цены. Вторым случаем, когда заказчик может применить дополнительные антидемпинговые меры, является случай закупки исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса. Согласно ч. 7 ст.

37 Закона № 44-ФЗ заказчик в названном случае вправе предусмотреть различные величины значимости для заявок участников, снизившихся по цене на 25 и более процентов, и предложивших цену в пределах 25% снижения.

Однако, если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны оцениваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Особенности применения антидемпинговых мер при осуществлении закупок лекарственных средств

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП, заказчик применяет антидемпинговые меры к участнику (общие и дополнительные) только в случае, если участник снизился на 25 и более процентов относительно зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, а не НМЦк. Так, например, если участник снизится на 50 и более процентов от НМЦк, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного препарата, предложенного к поставке, антидемпинговые меры к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются в общем порядке.

Закупка в одном лоте лекарственных препаратов, включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП не допускается (в том числе в случае, если НМЦк не превышает 1 млн. рублей и закупаемые препараты функционально связаны между собой), т.к.

такое объединение приведет к невозможности применения заказчиком ст. 37 Закона № 44-ФЗ ввиду разности подходов в расчете 25% снижения.

Источник: http://44fz.ru/article/antidempingovye-mery/

Ст 37 ФЗ 44: Антидемпинговые меры при проведении конкурса или аукциона, что это, практика применения, последняя редакция закона

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

ФЗ 44 является очень важным в сфере закупок. Там содержатся примеры расчета для проведения антидемпинговых мер, правила того, когда цену можно занижать и иные важные особенности.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса либо аукциона: ст. 37 федерального закона 44 и ее короткое содержание

Данная правовая норма этого федерального закона включает в себя такое понятие как антидемпинговые меры. Это меры, направленные на устранение преднамеренного занижения покупной цены.

По сути своей, демпинг это намеренное снижение покупной цены для получения преимущества в той или иной финансовой сфере. Эти меры включают в себя предъявление контрагентом обеспечения, подтверждающего его добросовестность. Они должны подтверждать то, что занижение было обоснованным. Конкретная часть данной статьи предусматривает порядок выполнения антидемпинговых действий и их особенности.

Добросовестность по 44 ФЗ

Понятие добросовестности в контрактной системе содержится как в Гражданском Кодексе РФ, так и в федеральном законе №44.

По нормам данного ФЗ добросовестность определяется исходя из ранее исполненных поставщиком обязательств. Необходимые сведения можно получить в реестре контрактов. Добросовестность подтверждается прикладыванием к контракту необходимой документации.

Добросовестность участника закупки по 44 ФЗ

Понятие добросовестности уже было рассмотрено выше. Нужно отметить, что добросовестность е всегда нужно подтверждать. Необходимость этого возникает лишь при проведении антидемпинговых мер. Во всех остальных случаях если закупщику необходимо проверить добросовестность, он может обратиться к сведениям, содержащимся в едином реестре контрактов.

Подтверждение добросовестности по 44 ФЗ

Подтверждение может происходить несколькими способами. Причем, поставщик сам имеет право избрать тот или иной способ. При проведении антидемпинга применяются такие способы подтверждения:

  1. Наличие у поставщика не менее трех исполненных контрактов при отсутствии возложения на него штрафных санкций.
  2. Исполненные за два года контракты, которых должно быть более четырех и в которых также отсутствуют штрафы.
  3. Контракты за три года, которых должно быть не менее трех и в которых отсутствуют штрафы полностью.

Все необходимые документы должны быть приложены к заявке, направленной для участия в аукционе.

Демпинг – что это

Понятие демпинга уже рассматривалось выше. По сути своей, это ситуация, при которой поставщик намеренно занижает стоимость на свой товар для того чтобы стать наиболее выгодным для заключения контракта.

Демпинг в рыночной экономике применяется очень часто. Также он порождает коррупцию. Именно поэтому федеральным законом 44 предусмотрены антидемпинговые меры, дабы обеспечить благоприятные конкурсные условия и честный аукцион.

Что такое антидемпинговые меры

Это меры, направленные на обеспечение максимального соответствия аукциона требованиям законодательства. При осуществлении и использовании анти демпинговых мер применяются как нормы, разработанные министерством экономического развития и ФЗ 44.

Это меры, направленные на обеспечение честного выбора поставщика при закупках.

Когда применяются

Данные меры применяются в ситуациях, когда было выявлено преднамеренное занижение покупной цены в размере, превышающем двадцать пять процентов от ранее заявленной.

Применение антидемпинговых мер влечет за собой и полную и тщательную проверку добросовестности контрагента путем применения способов, описанных выше.

К кому применяются

Эти меры применяются к лицам, желающим заключить государственный контракт в сфере поставок. Меры могут быть применены только к юридическим лицам, изъявившим желание участвовать в аукционе и подавшим соответствующую заявку.

Статья 37 фз 44 обеспечение контракта

Обеспечение в рамках данной статьи предоставляется до заключения основного контракта, но после подачи заявки на участие в конкурсе. Если контрагент отказывается предоставить обеспечительную информацию, то такое поведение участника будет признаваться отказом от участия в конкурсе.

Такое действие оформляется протоколом и заверяется подписью уполномоченного должностного лица.

Часть 1

Данная правовая норма определяет ситуации, при которых необходимо применять положение об антидемпинговых мерах.

Это ситуации когда была предложена на 25 процентов заниженная цена в отличии от первоначально предложенной.

Часть 2

Эта статья аналогична выше рассмотренной статье. Отличием является то, что вы ней рассматриваются случаи, когда первоначальная цена контракта ниже пятнадцати миллионов рублей. Также предусмотрена необходимость в предоставлении обеспечительных мер.

Часть 3

Эта правовая норма закрепляет положение о порядке подтверждения добросовестности контрагента. Конкретные способы ее подтверждения уже рассматривались выше (отсутствие штрафов при выполнении различного количества контрактов за определенное количество лет).

Часть 4

Часть четвертая регламентирует порядок проведения отдельных видов конкурсов, например закрытых или с ограниченным участием.

Там указывается, что в этом случае подтверждение должно происходить одновременно с подачей заявки. При отсутствии такой информации поставщику может быть отказано в заключении контрактного обязательства.

Часть 5

Эта часть регламентирует те же правоотношения, что и в двух предыдущих частях, но только при условии, что конкурс или аукцион проводится в закрытой форме. Согласно последней редакции закона вся информация предоставляется в электронной форме.

Часть 6

Эта правовая норма регулирует порядок предоставления обеспечения для того чтобы участник конкурса мог подтвердить свою добросовестность.

Также предусматривается особенность предоставления той или иной обеспечительной меры, возможные негативные последствия в случае отказа от представления обеспечения.

Часть 7

Данная часть предусматривает особенность применения антидемпинговых мер при проведении отдельных видов работ: опытно-конструкторских, научно-исследовательских и др.

Предусмотрены максимальные размеры цены контракта и размер их снижения в процентах.

Часть 8

Она является дополнением к седьмой части и включает в себя порядок изменения величины значимости критерия. Так, она увеличивается на 10 процентов.

Часть 9

Здесь рассматривается особенность поставки продовольственных товаров. Для поставщика помимо документов, о которых рассказывалось выше, обязательно нужно предоставить и фактическое объяснение того, почему он предложил такую низкую цену.

Часть 10

Эта часть закрепляет, кто именно должен предоставлять обеспечение. Сюда входят и участники конкурса, проводимого в обычной форме, а также участники конкурса, который проводится в форме электронного аукциона.

Часть 11

Указываются положение о том, что федеральный закон в полной мере применяется к тем лицам, которые по нормам ФЗ были признаны гражданами, уклонившимися от заключения контракта.

Часть 12

В этой части рассматриваются особенности применения положений федерального закона. Так, положения не применяются в тех ситуациях, когда идет речь о закупке медикаментов, относящихся к лекарствам первой необходимости. Перечень таких лекарств утверждается Постановлением Правительства.

Ст 37 закона 44 ФЗ, особенности использования, практика применения

Данный закон применяется довольно часто. В особенности, статья 37. Связано это с тем, что в РФ очень широко распространена коррупция. Поэтому закупочные цены зачастую снижаются для того, чтобы выиграть тендер.

По поводу данной статьи есть и судебная применительная практика. Так арбитражным судом 12 рассматривалось дело по иску поставщика К. к администрации города Р.

Поставщик утверждал, что аукцион на госзакупки проводился не честно, так как был избран контрагент, который предложил цену в десять раз ниже закупочной, что причинило бы ему массу убытков.

Надлежащей проверки его добросовестности проведено не было.

Суд, изучив доводы сторон, пришел к выводу о необходимости признания конкурса незаконным и передал дело в отношении должностного лица, являющегося ответственным за конкурс, в следственный комитет. Так закон был применен.

Ответственность за демпинг и недобросовестность

Применение данной статьи и разъяснения к ней закрепляют, что для недобросовестных предпринимателей предусмотрена ответственность. Так, начальная ответственность заключается в отказе от заключения контракта. Далее могут быть внесены сведения о реестр по поводу недобросовестности.

Источник: https://rusfz.ru/antidempingovye-mery-statya-37-44-go-fz-osobennosti-ispolzovaniya-praktika-primeneniya

Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках

Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ

Антидемпинговые меры — это одна из специальных норм, которые предусмотрены 44-ФЗ, направленная на защиту заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны применять антидемпинговые меры к участникам торгов, если они перешли разумную грань снижения цены на торгах. Рассмотрим, когда и как они применяются по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25 % и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками, а также риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.

Конечно, бывают случаи, когда сбить цену даже ниже себестоимости могут и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. Так они рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены именно на устранение конкурентов.

В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта, либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него могут потребовать обосновать итоговую стоимость.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры требует применять для конкурсов и аукционов, если в результате их проведения НМЦК уменьшается на 25 % и более.

При проведении конкурса документы, подтверждающие добросовестность, прикладываются к заявке. Комиссия заказчика проверяет их и в случае обнаружения недостоверной информации отклоняет участника.

Если демпинг проявился во время аукциона, победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ применяются несколько иначе. В тексте закона про них не говорится. Но ч. 2 ст.

2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы.

Отсюда можно сделать вывод, что заказчик имеет право внести свои правила относительно борьбы с демпингом. Они могут быть такими же, как в законе о контрактной системе, либо отличаться.

Как применяются

Когда применяются антидемпинговые меры 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн руб.

С 01.01.2019 уточнили правила применения антидемпинговых мер при начальной максимальной цене контракта до 15 млн руб. Толкование ст. 37 44-ФЗ перестало быть двояким.

С этого года антидемпинговые меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Предоставить «добросовестность» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, нельзя.

Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик может оценивать заявки с нормальным снижением (до 25 %) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст. 37).

Если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены. Для этих целей можно использовать:

  1. Гарантийное письмо от производителя продукции.
  2. Документальное подтверждение наличия товара.
  3. Другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку

В 29.03.

2019 опубликовали законопроект, который обязывает заказчика прописать в госконтракте условие о запрете перечислять аванс, если такой контракт подписывается с участником закупки, который предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК. Так планируют сократить случаи искусственного и необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, которые не планируют выполнять обязательства, чтобы исключить получение аванса такими участниками.

Ответственность

За отсутствие информации об антидемпинговых мерах оштрафуют, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, на 3000 рублей. Должностное лицо накажут за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, за определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Когда антидемпинговые меры не применяются

К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер можно отнести несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в следующих случаях:

  • при электронном аукционе, который проводится по цене единицы товара, работы или услуги;
  • если не предусмотрели обеспечение исполнения контракта по ч. 8 ст. 96 44-ФЗ;
  • если заключаете энергосервисный контракт;
  • если закупаете лекарства из перечня ЖНВЛП и цена всех препаратов снижена не более чем на 25 процентов относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 44-ФЗ).

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-primenyayutsya-antidempingovye-mery-v-goszakupkakh

Юриста слово
Добавить комментарий