Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛТОРГИ ПО 44-ФЗКакие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках 20 сентября 2017 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

Таблица

Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

КритерийЗначение для малого бизнесаЗначение для среднего бизнеса
Средняя численность работников за предшествующий годдо 100 человек101-250 человек
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДСне более 800 млн. рубне более 2 000 млн. руб.
Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капиталене более 49%не более 49%

Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.

13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см.

«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.

Какие квоты установлены для СМП

Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см.

«Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса.

Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».

Какие льготы предусмотрены для СМП

Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

Закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

  • если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП;
  • если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия.

Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/9/12695

Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо.

В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом.

Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы.

К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера.

Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества.

Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства.

Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития.

Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/proverte-imeete-li-vy-pravo-na-preferentsii-po-44-fz

Преференции по приказу Министерства экономического развития от 25.03.2014г. №155

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

В целях поддержания российских производителей Министерством разработан и утвержден приказ, предоставляющий преференции для участников государственных закупок, предлагающих к поставке товары, произведенные в странах Евразийского союза.

Вместе с тем, порядок предусмотренный приказом, не всегда правомерно соблюдается Заказчиками. Более того, некоторые поставщики, чаще всего по причине незнания порядка предоставления преференций, не пользуются упомянутыми преимуществами. В чем же заключается суть предоставленных преимуществ и как правильно действовать участникам, чтобы получить их.

Порядок предоставления преференций

Прежде всего, следует отметить, что преференции предоставляются Заказчиком в случае проведения закупки на строго определенные группы товаров. Исчерпывающий перечень таких товаров, на закупку которых Заказчик в обязательном порядке должен предоставить преимущества, установлен в приложении к приказу. Документация в таких случаях содержит указание на применение приказа.

В конкурсах, запросах котировок и запросах предложений преференция предоставляется на этапе оценки заявок. Таким образом, на этом этапе все участники, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, из Евразийского союза получают понижающий коэффициент в 15% по ценовому критерию.

Если, к примеру, на участие подано три заявки, две из которых предлагают российские товары, а одна товары иностранного производства, то две заявки должны оценениваться с применением понижающего коэффициента, в то время как одна заявка рассматривается с той ценой, которая и была предложена участником.

При этом, контракт в случае победы участника к которому применялся коэффициент заключается по той цене, которая была предложена им в заявке. Участник, к которому коэффициент не применялся, в случае победы заключает контракт также по предложенной им цене.

Когда проводится аукцион, преференция предоставляется на стадии заключения контракта.

Смысл ее в том, что участник, который предложил в заявке поставку товаров иностранного производства заключает контракт по цене на 15% ниже предложенной им в ходе торгов.

Правда такое условие возможно только в том случае, когда хотя бы одна из заявок остальных участников содержит предложение о поставке товаров производства стран Евразийского союза. В противном случае контракт заключается на стандартных условиях.

В каком случае преференции не применимы

Прежде всего, преференции не применяются, и условие об их применении не устанавливается Заказчиком в закупочной документации, если в рамках одной закупки приобретаются как товары из перечня, так и товары, не входящие в него.

Также неприменимы преференции в случае признания закупки несостоявшейся по причине допуска или подачи одной заявки на участие.

Кроме того, для того, чтобы преимущества были применены хотя бы одна из поданных заявок должна содержать предложение о товарах, произведенных в подлежащих применениям преимуществ странам.

В случаях, когда участник предлагает к поставке как товары происходящие из стран-членов Евразийского союза, так и товары иностранного производства, он вправе получить преимущества, предусмотренные приказом, только в том случае, если стоимость товаров из стран союза составляет более 50%.

Относительно определения стоимости следует отметить, что в заявках участники самостоятельно декларируют процентное соотношение стоимости российских и иностранных товаров. В том случае, если участник не предоставил данных сведений, Заказчик самостоятельно подсчитывает данное соотношение, основываясь на той информации, исходя из которой производилось обоснование начальной цены контракта.

Подтверждение страны происхождения

Следует отметить, что для того, чтобы воспользоваться преимуществами участник закупки должен предоставить в составе заявки декларацию, подтверждающую страну происхождения предлагаемого товара.

При этом стоит отметить, что ни приказом, ни 44-фз, ни каким либо иным нормативным актом не устанавливается, как именно должна быть продекларирована страна. В связи с этим, участник закупки вправе самостоятельно решить, какой документ приложить к заявке и каким образом оформить декларацию.

Это может быть как сертификат по форме СТ-1, так и документ в свободной форме, содержащий сведения о стране производства предлагаемого товара. Пожалуй, единственным условием в данном случае является обязательное указание наименования страны в соответствии с классификатором стран мира.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/504-preferentsii-po-prikazu-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-ot-25-03-2014g-155

Что такое преференции по 44-му Федеральному Закону – Деньги и финансы простым языком

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.

Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:

  • планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
  • порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
  • порядок контроля выполнения договорных условий;
  • порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.

Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.

К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.

Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:

  • для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы – УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
  • для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников – люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
  • для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
  • для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.

В частности:

  • с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
  • с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
  • с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
  • с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.

Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:

  • для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
  • размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).

Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.

Как воспользоваться льготами

Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.

Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.

Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:

  • организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
  • организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
  • представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.

Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.

Источник: http://denjist.ru/orgbiznes/preferentsii-po-44-fz.html

Преференции участникам закупки. Национальный режим и преференции в госзакупках Преференции 15 процентов

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение -15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение -15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей.

Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000).

Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях , форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Национальный режим– это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

Источник: https://nauet.ru/preferencii-uchastnikam-zakupki-nacionalnyi-rezhim-i/

Национальный режим в 44-ФЗ и применение преференций товарам российского происхождения

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:

  1. запреты

  2. ограничения

  3. условия допуска (преференции)

Запреты на участие в государственных закупках

Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

Их список определяется Постановлениями Правительства:

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н “Об условиях допуска товаров, происходящихиз иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд” четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.

Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.

При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.

Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.

При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.

Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ

Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

  1. В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.

  2. Закупочная процедура признана несостоявшейся.

  3. В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.

  4. В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.

  5. В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

Преференции в 223-ФЗ

В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.

Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.

Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта – заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.

Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.

Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.

Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.

А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается  поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е.

каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе.

Участник, который предложит самую большую стоимость – выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров – при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.

Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.

Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

  • требование о декларировании страны производства товаров в заявке;

  • положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;

  • сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);

  • и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

  1. Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

  2. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

  3. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

  4. В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства – приоритет для них не предоставляется.

  5. В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Закупки у субъектов малого предпринимательства

НДС в контракте

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/nacionalnyj-rezhim

Юриста слово
Добавить комментарий